Особые туристско рекреационные зоны рф. Туристско-рекреационные зоны как вид особых экономических зон

  • Дата: 31.03.2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Особенности формирования и развития

туристско-рекреационных особых экономических зон в РФ

Москва 2010


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ

1.1 Особые экономические зоны, их задачи и виды

ГЛАВА 2. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ КАК ВИД ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

2.1 Туристско-рекреационные особые экономические зоны

2.2 Особенности правового регулирования деятельности ТР ОЭЗ

ГЛАВА 3. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ

3.1 Характеристика ТР ОЭЗ Российской Федерации

3.2 Перспективы развития туристско-рекреационных особых экономических зон Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На конец 2009 года всего на территории российских ОЭЗ зарегистрировано 207 резидентов.

1.2 Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации

В развитии особых экономических зон в Российской Федерации можно выделить три этапа. Первый этап, с 1991 по 1995 г. пришелся на начало институциональных преобразований в России и считается периодом заложения основ функционирования особых экономических зон. В те годы они рассматривались как необходимый элемент рыночной экономики и свободного предпринимательства, инструмент комплексного социально-экономического и научно-технического развития регионов. В начале 90-х годов прошлого века были заложены правовые основы создания особых зон, установлен порядок образования и льготный характер хозяйственной деятельности. В частности, предусматривалось предоставление бюджетных кредитов, направляемых на финансирование приоритетных инфраструктурных объектов. Решение об учреждении ОЭЗ принималось индивидуально по каждой зоне и оформлялось постановлением Верховного Совета (после его роспуска - указами Президента РФ или законодательными актами субъектов РФ). На этой основе исполнительными органами власти закреплялся их хозяйственно-правовой статус, определялись направленность деятельности и особенности налогообложения. Среди наиболее крупных зон, созданных за этот период, следует выделить ОЭЗ «Находка» (1990), ОЭЗ «Выборг» (1991), зону экономического благоприятствования (3ЭБ) «Ингушетия» (1994), Калмыцкий налоговый оазис (1995).

С точки зрения развития туристического комплекса наибольшее значение имела ОЭ3 «Кавказские Минеральные Воды» (1994), созданная для реализации федеральной программы поддержки особо охраняемого эколого-курортного региона. Вместе со свободной экономической зоной «Алтай» (1991) эта особая зона вписывалась в модель устойчивого развития в рамках общегосударственной программы по охране окружающей среды. В особых зонах была введена система ограничения режимов природопользования, установлены экологические нормы и стандарты, отвечающие международным требованиям, действовала система налоговых льгот. В качестве цели деятельности ОЭ3 «Кавказские Минеральные Воды» декларировалось формирование экологически чистого хозяйственного комплекса курортно-туристской специализации. Однако практика данных эколого-рекреационных зон показала, что отсутствие необходимых финансовых средств создает значительные трудности для нормального функционирования и выполнения поставленных задач. В результате непродолжительного функционирования они прекратили свое существование.

Тури́стско-рекреацио́нная зо́на (ТРЗ) - вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма и туристское индустрии. Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Туристско-рекреационные зоны ориентированы прежде всего на предоставлении туристских услуг и услуг санаторно-курортной сферы местному населению или населению близлежащих регионов, а также создание рабочих мест для местного населения.

3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа:

  • в Краснодарском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 70;
  • в Ставропольском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 71;
  • в Иркутской области - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 72;
  • «Байкальская гавань» в Республике Бурятия - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 68;
  • «Алтайская долина» в Республике Алтай - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 67;
  • «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 69;
  • в Калининградской области - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 73;
  • на территории острова Русский Приморского края - Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201.

Создание туристско-рекреационных зон вызовет в выделенных регионах увеличение доли туристского сектора и смежных отраслей в ВВП России и обеспечение за счет этого диверсификации экономики; стимулирование развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом; повышение занятости населения (в 2016 году планируется создать в семи ОЭЗ около 64 тыс. рабочих мест, а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - около 155 тыс. рабочих мест); улучшение здоровья и качества жизни населения за счет роста доступности получения гражданами Российской Федерации туристских и санаторно-курортных услуг; рост туристских потоков (с 3 млн. до 9,7 млн. туристов к 2016 году); сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей; развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.



Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

· могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований;

· на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;

· в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;

· земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий

Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы:

· снятие 30 % ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды;

· возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент;

· может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль.

Решение по выделению особых туристско-рекреационных зон было принято политизировано и самые активные зоны, например заявка Республики Карелии и другие были не заслужено отклонены, а четыре принятых проекта остались без реализации (Краснодарский, Ставропольский, Калининградский и Иркутский).

В 2011 году подведен итог создания туристско-рекреационных зон. Из семи зон активно функционируют две экономические зоны в Алтае. Финансирование активно освоено, созданы и построены гостиничные комплексы, мосты, автомобильные дороги. Туристско-рекреационная зона в Краснодарском крае поглощена стройкой Олимпиады 2014, а Ставропольский край не нашел необходимого количества инвесторов. Минэкономразвития РФ обнародовало свои планы о ликвидации туристической зоны в Калининградской области и Ставропольском крае. Обе зоны были созданы еще в 2007 году, к ним до сих пор нет интереса инвесторов, здесь не работает ни один резидент и ни одна управляющая компания не берется развивать территории. К этим факторам в Калининградской области добавляются проблемы с землей: фактически действующее законодательство запрещает строительство на территории косы.

В результате - принято решение видоизменить обе зоны (Ставропольскую и Краснодарскую) на Северо-Кавказский туристский кластер, который включает Адыгею, Кабардино-Балкарию, Игушетию и Чечню, а Калиниградскую просто закрыть в связи проблемами строительства в экологической зона Куршской косы. Туристско-рекреационная зона в Иркутском регионе Байкала находится также в критическом положении - пока в этой ОЭЗ не зарегистрировано ни одного резидента и не пришел ни один инвестор.

Туристские кластеры

17 ноября 2011 г. на дневном пленарном заседании Государственной Думы ФС РФ в третьем чтении был принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части развития туристского кластера).

Принятая редакция законопроекта максимально полно учитывает мнения авторитетных экологов, развивая идею рационального природопользования на биосферных полигонах. Именно это позволит гарантировать сохранность природных заповедников на Северном Кавказе и, в то же время, создать привлекательные для частных инвесторов условия, что будет способствовать эффективному развитию рекреационно-туристических зон. Новый законопроект вводит важные налоговые льготы для резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ на период до 2023 года, значительно упрощает формы землепользования и технических регламентов.

Туристский кластер - новое понятие - это совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, созданных по решению правительства РФ (кластер федерального уровня, следует учитывать, что есть еще региональный кластер и местный) и расположенных на одном или нескольких участках территории субъектов РФ и муниципальных образований, определяемых Правительством РФ. Региональные и местные кластеры соответственно регулируется властными государственными ил местными структурами.

Кластерный подход в туризме – это подход с позиции туристского бизнеса и рекреационного девелопмента. Это подход предпринимателя, организатора объектов сервиса, инфраструктуры. Рекреационный девелопмент, как развитие территории посредством проектирования предприятий туризма и рекреации, заинтересован в переходе от создания единичных объектов к формированию их связанной совокупности в форме кластеров.

Управляющей компанией федерального уровня туристского кластера признается юридическое лицо в форме ОАО, учрежденное на основе принципов государственно-частного партнерства, которому по решению правительства РФ могут быть переданы отдельные полномочия по управлению туристско-рекреационными ОЭЗ, входящими в туристский кластер.

Проект туристского кластера на юге России предполагает строительство в 2011–2020 гг. пяти горных курортов мирового класса: Лагонаки (Краснодарский край, Республика Адыгея), Архыз (Карачаево-Черкесская Республика), Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкарская Республика), Мамисон (Республика Северная Осетия - Алания), Матлас (Республика Дагестан). Протяженность горнолыжных трасс составит почти 900 км; на них установят 179 подъемников. Будут построены гостиницы разного уровня комфортности, рассчитанные на 89 000 мест. Ежедневная пропускная способность курортов достигнет 150 500 человек, а каждый год Северокавказский туристический кластер будет принимать 5–10 млн отдыхающих.

Общая стоимость горнолыжной части проекта оценивается в 451 млрд рублей. Финансирование проекта осуществляется на принципах государственно-частного партнерства. Государство инвестирует через ОАО «КСК» 60 млрд рублей в транспортную и коммунальную инфраструктуру, частный бизнес финансирует объекты курортной инфраструктуры. Правительство России рассматривает вопрос о включении в проект Северокавказского туристского кластера прибрежной территории Каспия (Дагестан), Кавказских Минеральных Вод (Ставропольский край) и Республики Ингушетия.

В рамках реализации проекта Северокавказского туристского кластера и во исполнение постановления Правительства РФ № 833 от 14 октября 2010 г. «О создании туристского кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» ОАО «Курорты Северного Кавказа» ведет работу по привлечению инвесторов для финансирования строительства объектов курортной инфраструктуры. Разработанный план создания Северо-Кавказского туристского кластера предполагает, что пик строительных работ придется на 2011–2017 годы, а в 2019 году он будет полностью построен. В уставный фонд ОАО «Особые экономические зоны» переведено в 2010 г. 60 млрд рублей бюджетных ассигнований.

Туристско-рекреационные зоны Российской Федерации

Слово «рекреация» в переводе с английского означает «отдых», «восстановление», «развлечение». А начиная с прошлого века в некоторых литературных источниках этот термин нередко употребляется буквально в следующем значении - «восстановление сил, потраченных в процессе труда» Горбунова О.Н., Гегамян М.А. Туристско-рекреационные особые экономические зоны РФ (на примере Тамбовской области) // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 1 (35). - С. 42..

Туристско-рекреационная особая экономическая зона (далее - ТР ОЭЗ) - это территория, имеющая границы в рамках одного или несколько регионов, сформированная: туристским предложением на основе высокой плотности объектов показа, видовыми характеристиками (природа, пейзаж, ландшафт), наличием развитой туристской инфраструктуры, социально-экономическим потенциалом, благоприятными экологическими условиями, транспортной доступностью, а также возможностью встраивания предлагаемых туристских продуктов во внешние и внутренние туристские сетевые программы, в том числе в международную логистику Степанова С.А. Развитие туристского комплекса региона на основе повышения инвестиционной привлекательности туристско- рекреационных территорий. - Автореферат. СПб, 2010. - С. 18..

Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний.

В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований;

на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;

в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;

земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

Механизм формирования ТР ОЭЗ был запущен в 2006 г.: из 28 заявок было выбрано семь проектов по созданию туристско-рекреационных особых экономических зон. Победителями конкурсов стали Краснодарский, Алтайский и Ставропольский края, Республика Алтай и Бурятия, Калининградская и Иркутская области, а в 2010 году к ним присоединился и Приморский край. Позже в сентябре 2010 вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 752 «О досрочном прекращении существования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Краснодарского края» СЗ РФ. - 2010.- № 40. - Ст. 5079.. В 2012 году Постановлением Правительства РФ от 18.12.2012 № 1330 СЗ РФ. - 2012. - № 52. - Ст. 7503. было прекращено существование особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Зеленоградского района Калининградской области.

В итоге сегодня в Российской Федерации создано семь туристско-рекреационных особых экономических зон:

1) в Республике Алтай - «Алтайская долина» (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 67 СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 888.);

2) в Республике Бурятия - «Байкальская гавань» (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 68 СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 889.);

3) в Алтайском крае - «Бирюзовая Катунь» (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 69 СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 890.);

4) в Ставропольском крае - «Гранд СпаЮца» (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 71 СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 892.);

5) в Иркутской области - «Ворота Байкала» (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 72 СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 893.);

6) в Приморском крае - «Остров Русский» (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201 СЗ РФ. - 2010.- №14. - Ст. 1666.);

7) туристический кластер в СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея (Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 833 СЗ РФ. - 2010.- № 42. - Ст. 5401.).

Критериев отбора этих территорий существует несколько. Во-первых, в каждом из них должен быть уникальный природный объект, который сам по себе вызывает у туристов огромный интерес, например, Куршская коса или озеро Байкал. Второй критерий - экономическая эффективность, окупаемость проекта. Третий - его воздействие на развитие региона. Зоны должны стать точками роста, которые будут стимулировать развитие всей экономики соседних территорий, например, транспорта, строительной отрасли, сферы обслуживания Сивакова Е.В., Мезенцева О.В. Характеристика системы существующих особых экономических зон туристско-рекреационного типа // Тенденции и перспективы развития легкой промышленности и сферы услуг // Научно-практическая конференция. под общей редакцией Д. П. Маевского. - 2013. - С. 168..

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

1) создаются на основании постановления Правительства РФ сроком на 20 лет на одном или нескольких участках территории России, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом ОЭЗ может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования;

2) в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;

3) земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий или лесного фонда, землям сельскохозяйственного назначения;

4) возможность разработки и добычи специальных полезных ископаемых (минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов) на территории ТР ОЭЗ Королёва Н.В. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2012. - № 4 (111). - С. 308..

Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы:

Снятие 30% ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды;

На региональном уровне возможно применение пониженной ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъектов РФ, на территории которых находятся ТР ОЭЗ;

Возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент;

Может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль Проблемы законодательного обеспечения развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2012. № 25 (468). - Режим доступа: http://www.budgetrf.ru.

Для осуществления функций по управлению ОЭЗ в России создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). Однако 5 октября 2009 года оно было упразднено указом Президента, а его функции переданы Министерству экономического развития России. В настоящее время в обеспечении деятельности ОЭЗ задействованы также ОАО «Особые экономические зоны» и региональные органы власти (в зависимости от расположения особой экономической зоны).

Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы: снятие 30% ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды, возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, возможность устанавливать пониженную ставку налога на прибыль.

Общий объем финансирования особых зон туристского типа должен, по оценке правительства, составить за 20 лет свыше 336 млдр руб. Для каждой зоны предусмотрена специализация в развитии того или иного вида туризма - делового, оздоровительного, экологического, горнолыжного, водного, спелеотуризма, пляжного туризма на морском побережье. Реализация этого проекта имеет существенное значение не только для поддержки и развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом, неразвитой транспортной инфраструктурой, массовой безработицей, но призвана способствовать развитию российского рынка качественных и разнообразных туристских продуктов и повышению их конкурентоспособности как в рамках российского территориального пространства, так и за его пределами.

Особенностью туристско-рекреационных зон в современной российской экономике является и то, что они в основном нацелены на привлечение и активизацию внутренних источников инвестирования.

Все заявленные к реализации ТР ОЭЗ охватывают значительные по площади территории и должны создаваться на базе существующих поселений, призванных стать туристическими центрами зон. Только часть заявленных к развитию ТР ОЭЗ территорий в Российской Федерации обладает развитой транспортной и инженерной инфраструктурой. Реализация государственных планов в сфере развития туризма осложнена некорректным выбором места размещения зон и схемой их планировки. Зонирование территорий для определения границ ТР ОЭЗ - основа для формирования и закрепления в законодательных актах правовых основ их функционирования. Именно сложности с реализацией этого предваряющего инвестиционные проекты этапа стало существенным препятствием в реализации государственных проектов.

Так, туристско-рекреационная зона «Куршская коса», как уже было отмечено, была создана на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2007 № 73. Куршская коса - самый маленький национальный парк России, узкий песчаный полуостров между Балтийским морем и Куршским заливом длиной 98 км, шириной до 4 км. Примерно посередине косы проходит Государственная граница Российской Федерации и Литовской Республики. Куршская коса внесена в список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО как уникальный ландшафт, созданный природой и человеком.

Проектом предусматривалось создание на территории Зеленоградского района Калининградской области, на Куршской косе особой экономической зоны на земельном участке общей площадью до 67 кв. км, в границах которой планировалось развивать экологический, оздоровительный, водный, велотуризм, экскурсионный виды туризма.

По оценке специалистов Калининградской области, к 2026 г. предполагаемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней могли составить 4,7 млрд руб., а туристический поток в ОЭЗ возрасти до 1,0 млн человек. Количество создаваемых рабочих мест в результате функционирования туристической зоны - 7 тыс., а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - 30 тыс. человек.

Позднее выяснилось, что часть участков была включена в зону ошибочно, так как эти территории отнесены к особо охраняемым. Кроме того, часть земельных участков туристско-рекреационной зоны обременена правами третьих лиц, что существенно осложняет их использование. За период, когда территория имела статус ОЭС, в ней не был зарегистрирован ни один резидент и не привлечены частные инвестиции. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 № 1330 «О досрочном прекращении существования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Зеленоградского района Калининградской области» решение о создании тур-зоны на заповедной территории было отменено.

ОЭЗ «Новая Анапа» в Краснодарском крае - это побережье Черного и Азовского морей, горные районы вблизи Апшеронска и Сочи. Выбранные участки территорий обладают значительным туристско-рекреационным потенциалом благодаря наличию и разнообразию природно-климатических условий, особенностей ландшафта и природных ресурсов. Одновременно с этим обозначенные участки характеризуются незначительным уровнем освоения.

В 2006 г. РосОЭЗ одобрил заявку Краснодарского края на создание ОЭЗ. В нее должны были войти пять территорий: «Новая Анапа» (станица Благовещенская, район Анапы), «Высокий берег» (Анапа), «Криница» (Геленджик), «Агрия» (Туапсинский район Краснодарского края) и «Малый Ахун» (Сочи). Позднее заявка «Высокого берега» была отозвана, поскольку там началось строительство жилого комплекса.

Площадь ОЭЗ «Новая Анапа» должна была составить 780 га, курорт мог бы принимать около 360 тыс. человек в год, до 2012 г. планировалось построить 9 пятизвездочных, 11 четырехзвездочных, 23 трехзвездочных отеля, около 300 вилл, гольф-клуб, шесть торгово-развлекательных центров, однако государство так и не приступило к ее финансированию. В процессе зонирования территории выяснилось, что часть земельных участков будущей зоны является частной собственностью, и владельцы отказываются их продавать. ОЭЗ в районе Сочи, где территорию контролирует отдельная федеральная структура, «пересеклась» в связи с олимпийской стройкой, т.е. с резидентами профильной деятельности. За три года существования в ОЭЗ в Новой Анапе не было заключено ни одного соглашения об осуществлении предпринимательской инвестиционной деятельности. ОЭЗ Краснодарского края, созданная в 2006 г., прекратила существование. Власти Краснодарского края совместно с экспертами разработали концепцию переноса игорной зоны «Азов-Сити» и развития игорной зоны и легального туристского кластера «Золотые пески» на подведомственной территории. В новом качестве конкурентоспособность территории Краснодарского края обеспечивается наличием развитой инфраструктуры и современного аэропорта.

За период, прошедший с момента законодательного введения особых зон туристско-рекреационного типа, постоянно меняется концепция развития туризма на озере Байкал. Турзоны «Байкальская гавань» и «Ворота Байкала», расположение которых запланировано на восточном и западном берегах уникального озера, оказались в эпицентре резкой критики со стороны местного населения и научной общественности. Прежде всего, это было вызвано тем, что точечное (выборочное) освоение зоны Байкала и сооружение объектов инфраструктуры способно, по мнению специалистов, уничтожить его уникальность, поскольку туристы едут в этот регион не ради гостиничных и развлекательных комплектов высокого европейского уровня, а из-за желания насладиться уникальной природой региона. Т

Территория требует комплексного и бережного освоения на всем побережье и во всем многообразии ее проявлений как целостной системы. При дорогостоящих инвестиционных вложениях необходимо учитывать и то, что туристский сезон на Байкале длится всего 4 месяца. Из-за территориальной удаленности региона туры на озеро Байкал с учетом транспортной составляющей имеют очень высокую себестоимость. В Правительстве Российской Федерации предполагается изменить концепцию ОЭЗ туристско-рекреационного типа на Байкале в сторону расширения ее границ и увеличения количества зон с 2 до 5-6. В данном варианте на иркутском побережье Байкала может появиться три ТРОЭЗ - в районе МРС, в Большом Голустном и Листвянке.

В 2009 г. в Российской Федерации сократилось бюджетное финансирование туристско-рекреационных зон, государство оставило за собой обязательства по финансированию проектов создания трех зон, остальные должны рассчитывать на внебюджетные источники инвестирования. Лидером по освоению бюджетных средств в процессе создания особых зон туристско-рекреационного типа является зона «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае.

ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» расположена на левом берегу реки Катунь, в районе горы Красный камень, она включает альпийские луга, смешанные леса и горный ландшафт общей площадью 32,3 кв. км. Этот комплекс охватывает территорию четырех районов края, включая город-курорт федерального значения «Белокуриха» с общей численностью населения 92 тыс.

Ожидаемый объем инвестиций составит 37,8 млрд руб. Территория обладает уникальными возможностями организации маршрутов различной категории сложности и развития разнообразных видов туризма: подводный, природный, рыбная ловля и охота, экологический, культурный, водный (рафтинг, байдарки, каяки), спортивный (альпинизм), спелеотуризм, оздоровительный (климатотерапия, ландшафтотерапия), экскурсионный (пеший, конный, лыжный), горнолыжный. Часть объектов турзоны введены в эксплуатацию и принимают туристов Поройко Л.И. Туристско-рекреационные зоны: оценка социально-экономической эффективности в условиях современной экономики // Вестник Академии. - 2013. - № 4. - С. 35..

Констатируя очень медленные темпы реализации проектов развития туризма в формате ТРОЗ, принято решение предъявлять более четкие правила к формированию ОЭЗ в России. Прежде всего, на этапе отбора территорий должны быть выявлены потенциальные инвесторы, готовые участвовать в финансировании проекта в тех же объемах, которые обеспечивает государство. Кроме этого ОЭЗ должны соответствовать концепции развития страны до 2020 г. и стратегии социально-экономического развития федеральных округов.

Очевидно, что реализация «формата» туристско-рекреационных зон сопровождается в России большими трудностями. В данном случае невозможно воспользоваться опытом создания зон подобного типа, поскольку в мировой экономической практике отсутствует практика их создания в сфере туризма. Применяемый в мировой туристской предпринимательской практике опыт располагает обширными данными о туристских центрах и туристско-рекреационных кластерах.

По принятой в мировой практике функциональной структуре туристские центры классифицируются на климатические центры, предлагающие солнечные ванны, холодные пляжи (Северное, Балтийское моря) и жаркие пляжи (Средиземное, Карибское моря); бальнеологические с минеральными источниками; природные с национальными парками, нетронутой природой; спортивные для традиционных видов спорта (плавание, зимние виды, гольф) и центры спорта и приключений (сафари, рыбалка, Олимпийские игры); исторические, располагающие архитектурными памятниками (египетские пирамиды, музеи Лувр, Эрмитаж); религиозные, отражающие различные религиозные события и являющиеся символами веры (Иерусалим, Мекка, Лурд); фольклорные, основанные на национальном искусстве, праздниках, ярмарках, музыке; культурные, предлагающие посещение выставок, концертов, сезоны оперы, театра, кино, форумы, конференции, съезды; деловые и торговые, предлагающие посещение ярмарок, различных выставок, организацию деловых встреч; центры конгрессов, семинаров, симпозиумов, предлагающие проведение этих научных и политических форумов; центры развлечений: зоологические парки, казино, парки аттракционов и др.

В мировой практике разработана и применяется классификация туристских центров и территорий на основании данных о суммарных посещениях туристов и поступлении денежных средств за один день в долларах США.

К первой группе территорий (20-50 млн туристов) относится Западная и Южная Европа (размер денежных затрат от 250 до 500 долл. США одним туристом в день) и США (500-1 000 долл. США).

Ко второй группе территорий (10-20 млн туристов) отнесены Восточная Европа, Канада (250-500 долл. США).

В третьей группе территорий (5-10 млн туристов) представлены Мексика (500-1 000 долл. США), Ближний Восток (500-1 000 долл. США), Китай (100-250 долл. США). Четвертая группа территорий (1-5 млн туристов) - это Карибское море (500-1 000 долл. США), Индия (500-1 000 долл. США), Юго-Восточная Азия (250-500 долл. США).

Деятельность государства и бизнеса направлена на увеличение количества туристских центров. За последние годы новые туристские центры и территории появились в Карибском море, на архипелагах в Индийском океане, в Китае, Юго-Восточной Азии. Туристские центры - это точки экономического развития регионов, которые привлекают значительные туристские потоки, формируя развитую инфраструктуру обслуживания туристов в формате туристско-рекреационного кластера.

«Туристский центр» и «туристско-рекреационные кластер» - это основные формы, в рамках которых происходит создание и развитие конкурентоспособной модели бизнеса в туристской сфере. Создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа не получилo широкого применения в мире.

Под территориально-производственным кластером понимается сообщество сконцентрированных по географическому признаку взаимосвязанных фирм и организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга. Кластерный подход первоначально возник и применялся только в сфере промышленного производства. Постепенно кластерный принцип формирования и развития бизнеса стал использоваться и в других сферах деятельности, в том числе в сфере нематериального производства.

Туристско-рекреационный кластер (англ. cluster) может быть определен как сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: туроператоров, турагентов, сферы размещения, поставщиков туристических услуг, транспортных компаний, инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Общим признаком в практике реализации «туристско-рекреационных зон» и «туристско-рекреационных кластеров» является частно-государственное партнерство, однако формы взаимодействия властных структур и бизнеса существенно различаются.

В кластерных формированиях проявляется выраженный рыночный мотив заинтересованности участников, основанный на экономической выгоде от участия в кластерном сообществе, при котором быть в кластере выгоднее, чем функционировать за его пределами. Конечно, присутствие государственных инвестиций в ТР ОЭЗ способно существенно сократить необходимость вложений со стороны частных инвесторов, особенно в инфраструктурных проектах. Однако, как показывает российская практика, бизнесу свойственна собственная оценка инвестиционной привлекательности заявленных государством территорий туристского развития, что во многом и обусловило неоднозначный ход реализации проекта создания семи туристско-рекреационных зон в России.

В целом эффективность государственной поддержки создания в России особых экономических зон низка. Как показала проверка Счетной палаты Российской Федерации, часть средств ОАО «Особые экономические зоны» направляло на организацию непрофильных компаний и вкладывало в финансовые активы. Такой вывод аудиторы сделали по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг использования в 2011 г. и первом полугодии 2012 г. мер государственной поддержки, направленных на создание и функционирование особых экономических зон с целью перевода российской экономики на инновационный путь развития».

Анализ, проведенный Счетной палатой Российской Федерации, показал, что по состоянию на 1 июля 2012 г. общий объем вложений из федерального и региональных бюджетов составил 115,4 млрд руб. При этом еще 33,7 млрд руб. не освоено, из них 19,1 млрд - не законтрактованы, что свидетельствует о низком уровне эффективности использования государственной поддержки при создании объектов инфраструктуры ОЭЗ.

Эксперты подсчитали, что экономический эффект от создания ОЭЗ составляет 0,68%. Летом 2012 г. в Минэкономразвития России принято решение ежегодно оценивать эффективность функционирования каждой ОЭЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 491 СЗ РФ. - 2013.- № 25. - Ст. 3155. утверждены Правила оценки эффективности функционирования особых экономических зон, согласно которым для оценки эффективности функционирования особых экономических зон устанавливаются абсолютные и относительные количественные показатели, а также критерии оценки эффективности функционирования особых экономических зон. Предполагается анализ целого перечня показателей: количество резидентов и лиц, утративших этот статус; число созданных рабочих мест (по сравнению с запланированным); объемы произведенных инвестиций, полученных доходов, уплаченных налогов и налоговых льгот; размеры бюджетного и внебюджетного финансирования создания инфраструктуры ОЭЗ. Показатели должны исследоваться как за год, так и за весь период с начала функционирования зоны. При этом объем произведенных инвестиций необходимо сравнивать с предусмотренным соглашением о ведении деятельности и размером бюджетного финансирования. С последним также сопоставляют сумму уплаченных налогов.

Методологически характеристика рекреационных зон должна отражать следующие аспекты:

Географическое положение зоны и входящих в ее состав районов;

Действие основных факторов развития туризма на данной территории (рекреационные потребности местного населения, условия их удовлетворения, рекреационные ресурсы);

Характеристику рекреационного потенциала - природных рекреационных ресурсов (ландшафтов, биоклимата, гидроминеральных ресурсов), экологического состояния природной среды, историко-культурного потенциала (памятников культурного наследия и объектов социальной инфраструктуры), степень развития туристской инфраструктуры и материальной базы туризма;

Функциональную структуру туризма и доминирующие направления;

Проблемы и перспективы рекреационного освоения.

Характеристику рекреационных районов следует начинать с перечня субъектов Федерации, входящих в район, а характеристику рекреационных зон - в соответствии с их географическим размещением на схеме рекреационного районирования.

Зона I - Европейский Север России

Эта зона занимает обширные территории Европейской части России, условно расположенные к северу от 57° с. ш. По расселению жителей и соответственно по распределению рекреационных потребностей в регионе эта территория крайне неоднозначна: юго-западная часть плотно заселена, а на остальной территории плотность населения невелика и расселение носит дисперсный характер. Зона Север отличается богатством и разнообразием, как природных рекреационных ресурсов, так и культурного наследия, позволяющих развивать все природоориентированные формы туризма и экскурсионную деятельность. Рекреационные ресурсы в этой зоне избыточны по отношению к рекреационным потребностям местного населения, что со временем может превратить эту зону в открытую рекреационную систему.

Ландшафты этой зоны характеризуются большими функциональными возможностями. Горные районы Карелии и Кольского полуострова, горные массивы Северного и Полярного Урала позволяют развивать горный туризм, скалолазание и спортивные сплавы; равнинные территории пригодны для пешего, конного туризма и любительских сплавов.

Территория Европейского Севера отличается повышенной обводненностью. Зона омывается 4 морями, имеет самую высокую заозеренность, по ней протекают многочисленные судоходные реки - Нева, Свирь, Северная Двина, Мезень, Печора, соединенные судоходными каналами - Волго-Балтийским и Беломорско-Балтийским. Водные объекты пригодны для круизного туризма, яхтинга и рыболовства. Европейский Север занимает 2 природные зоны: север занят тундрой, остальная территория - тайгой. Леса благоприятны для лечебного отдыха, богаты пушным зверем, боровой и болотной птицей, что определяет широкие возможности развития лицензированной охоты. Природные комплексы интересны для экологического туризма. Зона располагает многочисленными заповедниками, природными заказниками и памятниками природы. Здесь организовано 5 национальных парков и проектируется еще несколько.

Территория богата гидроминеральными ресурсами. Минеральные воды представлены радоновыми водами (Урал, Карелия и Кольский полуостров), сульфатными, йодобромными, хлоридными натриевыми и железистыми водами. На равнинных территориях минеральные воды имеют артезианское распространение, их легко вывести, они имеют большие запасы. Лечебные грязи зоны характеризуются большим разнообразием: пресноводные торфяные, сапропелевые и минерализованные иловые сульфидные грязи морских заливов и озерно-ключевого происхождения.

Биоклиматические условия зоны, несмотря на северное положение, относительно комфортны для отдыха (умеренно холодная зима и умеренно теплое и прохладное лето), в отличие от Азиатского Севера. На большей части территории это позволяет развивать круглогодичные учреждения отдыха. Наиболее дискомфортным фактором является недостаточность инсоляционного (светового) и ультрафиолетового режима, что неблагоприятно сказывается на здоровье местного населения, но не оказывает существенного влияния на приезжих туристов.

Экологическое состояние природной среды в зоне в целом достаточно спокойное, кроме локального загрязнения вокруг крупных городов и промузлов, что надо отнести к положительным факторам для рекреационного освоения территории.

Комплексная оценка природных рекреационных ресурсов зоны показывает, что она благоприятна для развития лечебно-оздоровительного отдыха в южной части территории, спортивного, экологического туризма - на всей территории, с концентрацией его на территориях действующих и проектируемых национальных парков.

Богатое культурное наследие представлено:

Археологическими памятниками, в том числе уникальными (Беломорскими петроклифами);

Этнографическими поселениями (русскими поморскими, карельскими, ненецкими, саамскими и коми), центрами северных народных промыслов - городами Каргополь, Великий Устюг, Холмогоры, Кириши и др.;

Древнейшими городами;

Знаменитыми архитектурными ансамблями Санкт-Петербурга и его пригородов;

Православными святынями - монастырями (Кирилово-Бело-озерский, Ферапонтов, Горецкий, Валаамский, Соловецкий);

Историческими путями;

Современными техническими достопримечательностями (например, Космодромом в Мирном).

Русский Север чрезвычайно насыщен памятниками архитектуры культового и светского назначения. Мировую известность имеют православные святыни в Кижах, на Валааме, Соловецких островах, в Каргополе, Вологде и Великом Устюге. Огромным историко-культурным потенциалом располагает Санкт-Петербург. Этот район известен своими промыслами: резьбой по кости, художественной обработкой металла, кружевоплетением и др.

Степень рекреационного развития Русского Севера варьирует от развитого и среднеразвитого на северо-западе (Ленинградская область и Кольско-Карельский район) до слаборазвитого на востоке и неразвитого на севере. По функциональной специализации эта территория подразделяется на оздоровительно-экскурсионную (на юге и западе) и спортивную (на Полярном и Северном Урале, в Северной Карелии и Хибинах).

Территория разделена на 3 района:

Ленинградский (Ленинградская область) - развитый, имеющий курортную зону на Финском заливе и сеть рекреационных учреждений в окрестностях Луги. Основная специализация - познавательный и лечебно-оздоровительный туризм;

Кольско-Карельский (Мурманская область и Республика Карелия) - среднеразвитый, со специализацией на спортивном и экологическом туризме;

Русский Север (Архангельская, Вологодская области и Республика Коми) - слаборазвитый, со специализацией на познавательном, спортивном и экологическом туризме.

Основные турцентры: Санкт-Петербург, Петрозаводск, Вологда, Архангельск, Мурманск.

Основные проблемы рекреационного освоения:

Экологическое неблагополучие на Кольском полуострове, юге Карелии и в окрестностях Санкт-Петербурга и Череповца;

Слаборазвитая дорожная сеть на большей части территории, трудная доступность ко многим историческим памятникам;

Недостаточность ультрафиолета и инсоляции в зимний период, ограниченная продолжительность купального сезона летом;

Распространение кровососущих насекомых в тайге (гнус, комары), высокая заболоченность.

Перспективы освоения Русского Севера:

Строительство дорог и объектов инфраструктуры в удаленных перспективных территориях;

Организация уникальных круизов по северным морям с посещением Земли Франца-Иосифа, Новой Земли, Диксона, Северного полюса;

Использование экзотики Севера для организации авантюрных туров.

Зона II - Центр России

Эта зона включает Центральные нечерноземные районы, Верхнее Поволжье, Средний и Южный Урал и является самой густонаселенной частью России с максимальными рекреационными потребностями местного населения, сочетающимися с достаточными и разнообразными рекреационными ресурсами для их удовлетворения.

Природные рекреационные ресурсы характеризуются благоприятными ландшафтными и климатическими условиями, широким распространением минеральных вод и лечебных грязей. Ландшафты отличаются большим разнообразием: от приморских на побережье Балтики в Калининградской области до горных на Урале. Территория достаточно обводнена. Гидрографическая сеть представлена крупными реками (Волгой, Камой, Окой, Вяткой, Днепром, Волховом, Белой, Чусовой) с многочисленными притоками, озерами (самые крупные - Чудское, Ильмень, Селигер, Валдайское) и водохранилищами (Иваньковским, Горьковским, Камским, Рыбинским, Можайским и др.). Центр расположен в лесной зоне, переходящей от тайги (на севере) к зоне смешанных и широколиственных лесов (на юге). Ландшафты отличаются высокими эстетическими качествами.

Природные условия благоприятны для развития лечебного, оздоровительного, туристского отдыха.

Центральная часть России наиболее урбанизирована. На ней сосредоточены основные центры развития русской цивилизации. Эта территория отличается очень большим историко-культурным потенциалом. Основные памятники архитектуры располагаются в областных центрах: Пскове, Новгороде, Смоленске, Твери, Ярославле, Костроме, Кирове, Нижнем Новгороде, Владимире, Рязани, Туле, Калуге, Перми, Екатеринбурге, Оренбурге. Наибольшим культурным наследием характеризуются Москва и Московская область.

Помимо памятников архитектуры, культурный потенциал региона отличается широким распространением и большим разнообразием народных промыслов (лаковой миниатюрой, фарфором и фаянсом, ткачеством и вышивкой, кружевоплетением и др.).

Территория имеет хорошие транспортные связи: широкую сеть железных и автодорог, авиационное сообщение, судоходство по Волге, Каме, Оке, Волго-Балтийскому каналу.

Высокая плотность населения обусловила большую потребность в рекреационных услугах. На этой территории развиты все основные виды рекреационной деятельности: санаторно-курортное лечение, оздоровительный отдых, спортивный туризм, детский отдых, дачная рекреация, организация кратковременного отдыха, спортивный и экологический туризм.

Особенно активно развился познавательный туризм. На экскурсионном обслуживании специализировались экскурсионные бюро не только больших, но и малых исторических городов.

Инфраструктура туризма развита относительно хорошо: много специализированных гостиниц, ресторанов, кафе. Города располагают театрами, концертными залами. Есть институты, занимающиеся проблемами строительства туристских комплексов и организации отдыха. Эта зона характеризуется лучшими транспортными связями в России.

Турцентры находятся как в областных, так и в малых исторических городах (Осташкове, Старой Руссе, Торжке, Валдае, Угличе и др.). Крупнейший турцентр России - Москва.

Рекреационная сеть в пределах данной территории развита недостаточно равномерно. Максимальное развитие она имеет в Подмосковье. Плотность рекреационных учреждений в Западном и Уральском районах значительно ниже.

Зона Центр разделена на 4 района:

Западный район , состоящий из двух подрайонов: Западного Морского, занимающего Калининградскую область, среднеразвитый, со специализацией на лечебно-оздоровительном отдыхе и Западного Континентального, охватывающего Псковскую и Новгородскую области, среднеразвитого, со специализацией на познавательном, лечебно-оздоровительном и экологическом туризме;

Верхневолжский район , занимающий Тверскую, Ярославскую, Костромскую, Ивановскую, Нижегородскую, Кировскую области и республики Чувашию и Марий Эл, - среднеразвитый, со специализацией на познавательном и лечебно-оздоровительном туризме;

Центральный район , охватывающий Московскую, Смоленскую, Брянскую, Белгородскую, Калужскую, Тульскую, Рязанскую и Владимирскую области, - самый развитый в России, со специализацией на познавательном и лечебно-оздоровительном туризме;

Уральский район , включающий Пермскую, Свердловскую, Челябинскую, Оренбургскую области и республики Башкирию и Удмуртию, - среднеразвитый, со специализацией на спортивном, лечебно-оздоровительном и экологическом туризме.

Проблемы рекреационного развития Центра России:

Наложение интересов урбанизации (расширения зон промышленной и гражданской застройки) на развитие рекреации;

Многофункциональность использования рекреационных территорий, порождающая:

а) сложности с организацией кратковременного пригородного отдыха для жителей больших городов,

б) наложение различных видов рекреационной деятельности на одну и ту же территорию (кратковременного отдыха на зоны лечебно-оздоровительной рекреации, поглощение ценных лечебных местностей дачной рекреацией);

Неравномерность рекреационного освоения территории;

Инфраструктурная необустроенность данной рекреации;

Отсутствие предприятий обслуживания туристов по автодорогам, недостаточная обустроенность железных дорог отстойниками для принятия туристских поездов;

Экологические проблемы:

а) загрязнение рекреационных территорий в урбанизированных районах,

б) отсутствие действующей системы регулирования рекреационных нагрузок на пригородные комплексы существующих зон отдыха,

в) надвигающаяся катастрофа отравления вод Балтийского моря, погребенным на его дне химическим оружием фашистской Германии.

Перспективы рекреационного развития:

Образование общих межагломерационных территориальных рекреационных систем вдоль рек Волги, Оки, Москвы-реки единой системы ОАО «Золотое наследие Руси» и единой системы «Великий Волжский путь»;

Активизация рекреационного освоения Волго-Вятского района, Предуралья и Урала;

Интенсивное освоение природных рекреационных ресурсов Центра России с целью компенсации потерянных курортных зон Прибалтики;

Изменение границ рекреационных ареалов за счет более активного освоения побережий малых рек и озер;

Создание сети рекреационных парков;

Образование локальных туристских центров в исторических малых городах;

Общерегиональное рекреационное обустройство дорожной инфраструктуры;

Увеличение ресторанно-гостиничного фонда за счет малых предприятий (постоялых дворов, трактиров, охотничьих домиков и др.);

Повышение качества услуг и аттрактивности действующих учреждений отдыха;

Внедрение нетрадиционных форм отдыха (баз спелеологов и дельтапланеристов, «живых дворянских усадеб»), широкое развитие паломничества, путешествия туристских автокараванов, зимних маршрутов на снегоходах и др.

Зона III - Юг России.

Юг России по качеству рекреационных ресурсов и степени их освоения подразделяется на 3 категории: развитое Кавказское Черноморское побережье, среднеразвитые предгорные и горные районы Северного Кавказа, слаборазвитые побережья Азовского и Каспийского морей и центрально-черноземные области РФ.

Центрально-черноземные области , занимающие слабообводненные степные и лесостепные пространства, характеризуются ограниченными природными рекреационными ресурсами. Города, расположенные в этих областях, представляют определенный интерес для познавательного туризма. Это Курск, Липецк, Тамбов, Пенза, Воронеж, Белгород. Они же являются и турцентрами этой территории. Ориентация этой территории - на обслуживание местного населения. Остальные районы имеют общероссийское значение. К ним относятся Поволжский район с исключительно благоприятными природными рекреационными ресурсами в Среднем Поволжье и богатым культурным наследием, сосредоточенным в известных туристских центрах: Казани, Самаре, Саратове, Вологде и Астрахани.

Азовское и Кавказское побережья отличаются хорошими песчаными пляжами, длительным периодом купания (до 120 дней), минеральными водами, лиманными и озерными иловыми грязями, благоприятны для организации лечебно-оздоровительного отдыха. Но в силу ограниченной туристской инфраструктуры уровень их рекреационной освоенности слабый.

До недавнего времени они относились к перспективным турцентрам первоочередного освоения. Перспективы развития этих районов сдерживаются экологическими причинами и колебанием уровня Каспийского моря, поднятие которого в последнее время резко сокращает площади рекреационного освоения.

Основные турцентры: Ростов-на-Дону, Махачкала.

Черноморское побережье Кавказа обладает чрезвычайно высоким рекреационным потенциалом. Район богат природными рекреационными ресурсами (теплое море, горы, покрытые богатой лесной растительностью, разнообразные минеральные воды и иловые сульфидные грязи). Климатические условия имеют некоторые ограничения в виде термического (перегрев) и гидротермического (духота) дискомфорта в летний период.

Район активно развит в рекреационном отношении. Он располагает достаточной инфраструктурой: хорошее транспортное обеспечение железными и автодорогами, связывающими все курортные зоны между собой и с другими регионами. В районе 2 аэропорта (в Адлере и Анапе), достаточное количество современных гостиниц, ресторанов, кафе. Имеется сеть культурных учреждений. В Сочи расположен институт курортологии.

Этот район издавна осваивался лечебно-оздоровительными учреждениями. Он может быть разделен на 4 курортные зоны: Большие Сочи, Туапсинская, Большой Геленджик и Анапская.

Турцентры: Сочи и Анапа.

Северо-Кавказский район, занимающий предгорную и низкогорную части Северного Кавказа, чрезвычайно богат природными рекреационными ресурсами и объектами познавательного туризма. В этом районе находится старейшая курортная зона России - Кавказские Минеральные Воды, состоящие из 4 самостоятельных курортов (Кисловодск, Железноводск, Ессентуки, Пятигорск) с центром в Пятигорске и хозяйственным узлом в Минеральных Водах. Кавказские Минеральные Воды отличаются большим разнообразием типов минеральных вод (сульфидные, углекислые, радоновые, сульфатные, йодобромные). Иловой сульфидной грязью курорты обеспечиваются из месторождения Тамбукан.

Санаторная сеть в этом районе чрезвычайно развита, уровень обслуживания самый высокий в РФ. В Северо-Кавказском регионе формируется еще несколько перспективных курортных зон: Краснодарско-Адыгейская с турцентрами в Краснодаре и Майкопе, Северо-Осетинская с центром во Владикавказе. Эти рекреационные территории характеризуются средним уровнем развития рекреации и специализацией не только на лечебном отдыхе, но и на спортивном туризме. В указанных выше турцен-трах начинаются маршруты спортивного туризма, проходящие по Горно-Кавказскому району. В последнем сложилось несколько туркомплексов, крупнейшие из которых Домбай, Ар-хыз, Теберда, Приэльбрусье, Цей. Зона Юг разделена на 7 районов:

Южно-Российский , охватывающий территорию Центрального Черноземья (Курскую, Белгородскую, Липецкую, Воронежскую, Тамбовскую, Пензенскую области, Республику Мордовия, континентальные районы Ростовской области, степную часть Краснодарского и Ставропольского краев), - слаборазвитый, со специализацией на познавательном туризме;

Поволжский , состоящий из 2 подрайонов: Северного Поволжья (Самарская, Саратовская области и Татария) - средне-развитого и Нижнего Поволжья (Вологодская и Астраханская области) - слаборазвитого. Специализация Поволжского района - на лечебно-оздоровительном и познавательном туризме;

Азовский , включающий прибрежные районы Ростовской области и Краснодарского края, - слаборазвитый, со специализацией на лечебно-оздоровительном отдыхе;

Кавказско-Черноморский , включающий прибрежные районы Краснодарского края, - развитый, со специализацией на лечебно-оздоровительном отдыхе;

Северо-Кавказский - предгорные и низкогорные части Краснодарского и Ставропольского краев и республик Северного Кавказа (Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Чечни и Дагестана) - среднеразвитый, со специализацией на лечебном отдыхе;

Каспийский - прибрежная часть Дагестана - слаборазвитый, со специализацией на лечебно-оздоровительном отдыхе;

Горно-Кавказский - среднегорные и высокогорные районы Большого Кавказа (Краснодарский край, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская, Ингушская и Дагестанская республики) - слаборазвитый, со специализацией на спортивном и экологическом туризме.

Проблемы рекреационного развития:

Неразвитость транспортной сети в Горно-Кавказском районе;

Загрязнение моря в Черноморском и Азовском районах, особенно на отрезке Новороссийск - Туапсе;

Недостаточная озелененность степной части;

Наложение зон кратковременного отдыха местных жителей на курортные зоны в окрестностях Сочи, Анапы и на водохранилищах Кавказских Минеральных Вод;

Хрупкость береговой линии (разрушение пляжей в связи с абразией моря);

Наложение интересов виноградарства, обеспечивающего высокосортным виноградом винный завод Абрау-Дюрсо, на рекреационные территории Геленджикской курортной зоны.

Перспективы освоения:

Расширение рекреационных лечебно-оздоровительных территорий за счет освоения Азовского побережья и предгорной части Краснодарского края;

Строительство новых турбаз в долине реки Белой для создания Адыгейского туркомплекса;

Завершение строительства автодороги Краснодар - Майкоп - Дагомыс, связывающей внутренние районы с побережьем Черного моря.

Рекреационные зоны прежде всего предназначены для отдыха. Это - уголки живой природы в городе, как естественные, так и искусственно созданные.

Зачем нужны зоны отдыха?

Рекреационные территории естественного происхождения - озера, лесные участки, берега рек. Это то, что осталось от дикой природы, ее последние островки в камнях города. Искусственно созданные рекреационные зоны - это все знакомые парки и посадки, пруды, сады и водохранилища. Это природа, созданная руками человека. Места, в которых можно отдохнуть, послушать шелест листвы и плеск волн, полюбоваться на птиц, подышать свежим воздухом. Словом, прикоснуться к живой природе, которой так мало в современном городе.

Зачастую такие территории используются для занятий спортом, обычно там есть площадки, специально предназначенные для активного отдыха. Особо это касается водоемов. Обустроенные пляжи - основа безопасного отдыха на воде.

Но зона рекреационного назначения существует не только для того, чтобы людям было где отдохнуть. Именно этим специализированные зоны отдыха отличаются от стихийных.

На таких территориях могут быть расположены туалеты, пункты первой медицинской помощи, участковые отделения милиции. Часто там есть киоски, пункты проката различного спортивного инвентаря, спортивные снаряды и оборудованные игровые площадки для детей. Словом, эти места похожи на уголки дикой природы, оборудованные всеми возможными благами цивилизации.

Природоохранные функции рекреационных зон

Впрочем, это не единственные аргументы в пользу создания подобных территорий. Строительство рекреационной зоны необходимо не только потому, что людям нужно удобное и безопасное место отдыха. Природе тоже надо отдохнуть от людей. Дело в том, что горожане так или иначе найдут место для отдыха, они поедут в лес или на необустроенный берег реки. И беда не в том, что это может быть опасно. Взрослые люди сами в состоянии определить приемлемую степень риска. Но почти всегда после таких отдыхающих на траве остаются груды мусора и бутылки, которые в лесу некому убирать, ведь там нет дворников. А в худшем случае все закончится пожаром, вспыхнувшим от непотушенного костра или брошенной в сухую траву сигареты.

Можно сказать, что рекреационные зоны города защищают дикую природу от грубого человеческого вмешательства. Желающие посидеть на травке и поджарить шашлык просто поедут в парк. Да, они там намусорят и, возможно, не уследят за огнем. Но рекреационные зоны оборудованы средствами безопасности, да и пожарные рядом, приедут по первому звонку. А брошенные бутылки и пластиковые коробки из-под еды уберут работники пляжа или парка.

Зачастую создание рекреационной зоны на месте поглощаемого городом леса или водоема - единственный способ спасти его от уничтожения. В противном случае озеро будет осушено и засыпано, а лес вырублен, чтобы освободить место под застройку. Сохранение участков живой природы в городе - задача крайне важная. Высокие цены на недвижимость вызывают у застройщиков исключительный трудовой энтузиазм.

Зоны отдыха и туризма - что это?

Те, у кого не вызывают интереса парки и аллеи, могут отправиться в туристско-рекреационные экономические зоны. Это законодательно обозначенные зоны, предназначенные для туризма и только для него.

Соответствующие законодательные акты были приняты в 2006 году. Целью создания подобных природных зон было повышение конкурентоспособности туристического бизнеса. Предполагается, что особые экономические и законодательные условия будут стимулировать развитие туристического бизнеса, создание новых и реконструкцию старых лечебно-оздоровительных курортов.

Подобные зоны могут создаваться на отдельных участках муниципальных образований. Там могут располагаться частные дома и различные объекты инфраструктуры любой формы собственности. Участки, выделяемые под зоны такого типа, могут быть частью особо охраняемых территорий. Именно этим туристско-рекреационная зона отличается от обычной экономической зоны.

Государство предлагает компаниям, собирающимся заняться туристическим бизнесом, получить статус резидента туристско-рекреационной зоны и воспользоваться связанными с этим преимуществами. Резидентам можно использовать при расчете амортизации на собственные основные средства специальный коэффициент. Ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды, составляющие для остальных субъектов хозяйствования 30 %, для резидентов сняты. Кроме того, для них на определенный срок может устанавливаться щадящая ставка налога на прибыль.

Проблема защиты дикой природы при создании туристско-рекреационных зон

На территории подобных туристско-рекреационных зон строго запрещены металлургическое производство, разработка и добыча любых полезных ископаемых. Исключение составляют минеральные воды, лечебные грязи и другие объекты бальнеологического туризма. Заниматься переработкой лома черных, цветных металлов, и полезных ископаемых тоже нельзя, кроме, опять-таки, разлива минеральных вод или иного использования бальнеологических ресурсов территории. Запрещается производство и переработка каких-либо подакцизных товаров, кроме мотоциклов и легковых автомобилей.

Одна из причин, по которым защитники природы с сомнением относятся к проекту, заключается в том, что предприниматели получают право возведения туристических объектов в природоохранных зонах. Весьма вероятно, считают экологи, что эти работы будут вестись с нарушением существующих норм и правил.

Подобные эксперименты имели место в Крыму и закончились печально. Постройка объектов, запланированных как экологически безопасные, привела к вырубке уникальных реликтовых лесов и разрушению природных береговых формаций. При таком развитии событий уже будет неважно, продолжит ли туристический комплекс функционировать или нет, понесет ли наказан застройщик. Ведь ущерб уже будет нанесен, прием ущерб невосполнимый. С подобными рисками тоже нужно считаться.

Именно поэтому природоохранные организации требуют запретить возведение туристических комплексов в уникальных заповедных зонах. Проще предотвратить подобного рода несчастья, чем искать способы ликвидации последствий. Тем более что их не существует.

Предполагаемая экономическая выгода от реализации проекта

Создатели этого закона считают, что развитие туризма в России невозможно без экономической поддержки предпринимателей, работающих в это области. По предварительным расчетам до 2026 г. на финансирование подобных зон будет потрачено 44,5 млрд руб. Представители туристического бизнеса, по прогнозам, вложат в создание и развитие туристско-рекреационных зон более 270 млрд руб. Налоговые поступления от реализации проекта должны составить 260 млрд руб. Поток туристов увеличится более чем в три раза, а вклад туристического бизнеса в формирование ВВП страны достигнет 2 %. Это не так мало, как кажется - ведь сейчас доходы государства от этой сферы деятельности стремятся к нулю. Именно это делает развитие туризма в России одним из приоритетных направлений бизнеса, требующим государственной поддержки.

Создание подобных зон преследует не только экономические цели. Результатом подобной программы должно стать улучшение качества обслуживания на курортах России, их благоустройство. Сейчас многие отмечают, что на берегах Турции и Египта отдыхать приятнее и выгодней, чем на родине. Поскольку туристический бизнес приносит странам, обладающим привлекательными в этом плане территориями, немалый доход, очевидно, что ситуацию нужно менять. Надо приложить все условия, чтобы отдыхающие захотели тратить свои деньги на территории России, а не за ее пределами.

Какие зоны для отдыха и туризма сейчас создаются?

В настоящий момент рекреационные зоны России представлены следующим списком:

  • рекреационная зона в Ставропольском крае;
  • в Иркутской области - «Ворота Байкала»;
  • на Алтае - «Алтайская долина» и «Бирюзовая Катунь»;
  • зона в Итум-Калинском районе Чеченской республики.

Раньше этот список был на два пункта длиннее, но рекреационные зоны в Краснодарском крае и Калининградской области решением правительства были ликвидированы. Зона на Куршской косе в Калининградской области прекратила свое существование, поскольку ни одного договора с резидентами заключено не было и бизнесменов, желающих вложить средства в развитие туристической инфраструктуры, не нашлось.

Туристско-рекреационная зона в Краснодарском крае прекратила существование по той же причине. А ведь она должна была располагаться на территории всем известных и любимых курортов: Сочи, Геленджика, Анапы, Туапсе. Городов, которые всегда были исключительно туристскими.

Как могло получиться, что на традиционно живущих за счет туризма территориях не нашлось бизнесменов, желающих заняться созданием объектов туризма на льготной основе и под эгидой государства? Изо всего списка рекреационных зон этот пункт казался самым перспективным.

Очевидно, что практическая реализация проекта по созданию туристско-рекреационных зон окажется намного более проблематичной, чем казалось вначале. И приведенные выше расчеты, скорее всего, излишне оптимистичны. Раз уж в Сочи и Туапсе не нашлось желающих заняться туристическим бизнесом, значит, прогнозные доходы от проекта нужно серьезно корректировать. И устранять факторы, приводящие к такой ситуации.

Насколько состоятельными в экономическом плане окажутся другие объекты, покажет время.

Туристический комплекс в Ставропольском крае

Природно-рекреационная зона, расположенная в Ставропольском крае, называется «Кавказские минеральные воды». Она расположена на территории Кисловодска, Железноводска, Ессентуки, Пятигорска, городов Минеральные воды и Лермонтов, Предгорного и Минераловодского района. Потенциальные возможности зоны обширны. Прекрасные пейзажи, горный воздух, неповторимый колорит Кавказа. Уникальные здравницы Ставропольского края славились еще во времена царской России, а минеральная вода Ессентуки - одна из лучших минеральных вод мира.

Рядом с рекреационной зоной расположены базовые элементы инфраструктуры, доступ к ним не составит труда. В этой предполагается развивать прежде всего оздоровительный и бальнеологический туризм, перспективными кажутся спортивный, познавательный и экологический.

Туристические комплексы «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина»

Туристско-рекреационная зона «Бирюзовая Катунь» расположена на берегах реки Катуни. Эта территория напоминает классические пейзажи северной Европы: горы, альпийские луга и смешанные леса. Здесь солнечно и относительно тепло, среднегодовая температура составляет +5 о. В этих местах выпадает много снега, высота покрова достигает 600 мм. Предполагается создать маршруты для пешего, водного, горнолыжного, конного туризма. Здесь будет интересно рыбакам и грибникам, альпинистам и поклонникам спелеотуризма, охотникам и любителям сплавов по горным рекам.

Традиционные промыслы и ремесла жителей Алтая, большое количество памятников археологии и культуры, музеи Алтайского края тоже могут привлечь туристов в этот район.

Проект рекреационной зоны «Алтайская долина» должен охватить территории двух государственных заповедников и четырех заказников, сюда же войдут 5 объектов из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наиболее привлекательными для туризма видятся Нижнее-Уймонский, Нижнекатунский, Урсульский, Бие-Телицкий районы. На территории туристической зоны расположен такой уникальный природный объект, как Манжерокское озеро. Рядом расположена гора Синюха. Это идеальное место для создания горного курорта, соответствующего мировым стандартам. В данный момент в стране таких нет. Правительство Республики Алтай уже не раз пыталось начать возведение туристического комплекса, но на это постоянно не хватало денег. Возможно, в рамах этого проекта средства найдутся.

Один из существенных недостатков это территории - отсутствие аэропорта. Добираться до зоны отдыха очень неудобно. Пункт «возведение аэропорта» включен в проект, но вряд ли будет профинансирован, во всяком случае до тех пор, пока выгода от этого не станет очевидной. Пока что положительный баланс проекта под вопросом.

Туристический комплекс «Ворота Байкала»

Рекреационная зона «Ворота Байкала» в Бурятии предполагается создавать рядом с самим озером, ведь именно оно является целью приезжающих в регион туристов. В этом районе есть все для создания горного спортивно-оздоровительного курорта бальнеологического направления: горы, горные реки, теплое озеро, минеральные источники и целебные грязи.

В состав крупного курортного объекта должны входить горнолыжные курорты, водные и грязевые лечебницы, тропы для экологического и спортивного туризма. На берегу озера Котокельское предполагается создать центр водного туризма с яхт-клубом и крытым аквапарком.

Горнолыжный курорт в Чеченской республике

Рекреационная зона в Чеченской республике будет располагаться в горах, недалеко от г. Грозного. Она будет организована как горнолыжный курорт высокого класса. Предполагается возведение огромного туристического комплекса. Кроме того, будут построены канатные подвесные дорог, трассы для беговых лыж, 19 горнолыжных трасс разной сложности, конный манеж и конюшня. Рядом планируют создать систему искусственного снегообразования и водохранилище для ее запитки.