Бухгалтерский учет закон 402 фз. Новый закон о бухгалтерском учете

  • Дата: 16.03.2024

Ключевым законодательным актом в российском правовом поле, регламентирующим порядок и особенности ведения бухучета является . Зачастую многие практикующие бухгалтеры задаются вполне резонным вопросом: а были ли внесены в минувшем году в названный закон какие-то изменения? К счастью, на протяжении 2015 года отечественный законодатель не внес ни единой поправки в закон № 402-ФЗ, однако не стоит забывать, что они были внесены туда парламентариями годом раньше путем принятия закона № 334-ФЗ.

№ 402 — ФЗ о бухгалтерском учете 2016: последние изменения.

Законодательным актом № 334-ФЗ изменения были внесены сразу в четыре статьи закона «О бухгалтерском учете»: 6, 7, 27 и 30.

Изменения ст. 6.

В настоящей статье речь идет об упрощенных методах ведения бухгалтерского учета. Среди прочего, в обновленной редакции статьи появилось уточнение о том, что перечень субъектов, которые вправе вести учет упрощенным способом, может быть уточнен путем внесения изменений в настоящую статью. В связи с данным обстоятельством ч. 5 ст. 6 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой отныне она теперь содержит в себе перечень субъектов хозяйствования, которые не вправе вести упрощенный бухучет. К таковым в настоящий момент относятся:

  • ЖСК и жилищные кооперативы;
  • учреждения государственного сектора;
  • коммерческие структуры, отчетность которых в обязательном порядке подлежит аудиту;
  • политические партии;
  • потребительские кооперативы (кредитные), включая сельскохозяйственные;
  • адвокатские коллегии, палаты и бюро;
  • нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, являющиеся иностранными агентами.

Изменения ст. 7.

Настоящая статья посвящена особенностям ведения бухучета экономическими субъектами. Обновленная редакция ч. 3 ст. 7 закона предусматривает возможность самостоятельного ведения бухучета руководителем экономического субъекта, который вправе использовать в своей деятельности упрощенные методы ведения учета за исключением субъектов хозяйствования, указанных в ч. 5 ст. 6 (см. выше).

Изменения ст. 27.

Статья 27 устанавливает порядок разработки и утверждения федеральных стандартов. Законом № 334-ФЗ она была дополнена частью 15, согласно которой экспертизы проектов отраслевых стандартов должны осуществляться советом по стандартам бухучета по правилам, установленным для экспертиз федеральных стандартов. Перечень названных правил содержится в ч. 9–13 этой же статьи.

Изменения ст. 30.

Данная статья посвящена особенностям применения закона «О бухгалтерском учете». Согласно прежней редакции ч. 1 настоящей статьи органы исполнительной власти и Банк России до принятия соответствующих отраслевых и федеральных стандартов были уполномочены самостоятельно утверждать правила ведения бухучета и составления необходимой в таких случаях отчетности. В обновленной редакции ч. 1 ст. 30 к данному правомочию добавилось еще одно - органам исполнительной власти и Центробанку предоставили право внесения изменений в утвержденные ими же правила ведения бухучета и составления отчетности.

Проще говоря, необходимость принятия данной поправки была обусловлена, прежде всего, особенностями законодательной техники, поэтому для практикующих бухгалтеров она почти не имеет значения.

Федеральный закон 402-ФЗ о бухгалтерском учете в последней редакции: структура, общие положения, единые требования и правила, объекты.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Структура 402-ФЗ

Регулирование ведения бухучета в РФ осуществляется на федеральном уровне рядом правовых документов.

Основным из них является федеральный закон (402-ФЗ) «О бухгалтерском учете», имеющий свое действие от 6.12.2011 года.

Своей целью закон ставит образование юридического механизма, регулирующего всю деятельность, связанную с формированием бухгалтерской отчетности. Правовой акт уточняет:

  • правила осуществления бухучета в РФ;
  • процедуру формирования ;
  • основополагающие понятия – бухучетность, уполномоченные органы Федерации, стандарты (в том числе международные) бухучета, план-счет, отчетный период и другие;
  • порядок хранения документации.

В 402-ФЗ содержится четыре основных раздела:

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
  2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БУХУЧЕТУ. В данном разделе дается детальное разъяснение порядка и правил ведения бухучета.
  3. РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА. Подробно разъясняется, какими документами регулируется ведение бухучета в РФ, говорится об уполномоченных органах, их регулирующих и контролирующих функциях. Дается подробное пояснение к федеральным стандартам бухучета в РФ.
  4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. В ней разъясняются особенности применения закона, а также устанавливается порядок хранения бухгалтерской документации.

в последней редакции

Основные положения

Согласно положениям 402-ФЗ «бухгалтерский учет» в условиях рыночной экономики — это инструмент документирования и систематизирования информации об объектах бухучета, составления бухгалтерской отчетности в соответствии с действующим законодательством.

Федеральный закон 402-ФЗ:

  • определяет объекты бухучета;
  • очерчивает круг экономических субъектов РФ, которые обязаны осуществлять бухучет;
  • определяет субъекты, являющиеся в этом правиле исключением;
  • устанавливает единые правила и порядок бухучета;
  • указывает на необходимые требования к первичным документам;
  • освещает вопросы, связанные с правилами инвентаризации, предоставлении отчетности, порядке и сроках хранения документации.

Цели, предмет, сфера действия

402-ФЗ конкретно обозначает свои цели, предмет и сферы действия. Это:

  • установление единых для всех экономических субъектов РФ (кроме оговоренных в законе исключений) требований и правил к бухучету;
  • создание юридического механизма регулирования бухучетом и осуществление контроля по соблюдению закона;
  • существенное расширение сферы действия закона, распространяющегося уже и на не коммерческие организации, бюджетные, учреждения автономные и другие.

Объекты

Под объектами бухгалтерского учета понимаются виды различного имущества.

По своему составу и способу использования, объекты бухучета разделяются на три основные группы:


На сегодняшний день список объектов бухгалтерского учета значительно увеличился по сравнению с 2013-м годом, однако, среди новых объектов нет принципиально отличающихся от тех, которые отражались в нем ранее.

Организация ведения

402-ФЗ запрещает руководителю отдельного экономического субъекта РФ заниматься осуществлением бухучета. Для выполнения этих обязанностей привлекается главный бухгалтер.

Наряду с ним учетом может заниматься другое должностное лицо (предприятие, специализирующееся на бухгалтерском обслуживании, сопровождении).

При этом лицо, осуществляющее бухгалтерский учет, должно полностью соответствовать всем требованиям, прописанным в федеральном законе №402:

  • образование высшее (профессиональное);
  • стаж работы бухгалтером или должен быть не менее трех лет (за последние пять календарных лет).

Препятствием для выполнения бухгалтерской деятельности станет:

  • непогашенная судимость;
  • не снятая судимость за финансовые и экономические преступления.

В законе подробно отмечаются действия лица, осуществляющего бухучет, на случай возникновения конфликтных ситуаций с руководством организации (в вопросах ведения бухучета):

  1. В случае возникновения спорных вопросов требуется письменное разрешение руководителя (или иных лиц, имеющих право подписи) на совершение бухгалтером тех или иных действий.
  2. Законом предусматривается степень ответственности руководителя за нарушения в организации, осуществлении бухучета, а также при хранении документации.

Первичные документы — статья 9

Первичные документы – это те, на основании которых заполняется главная бухгалтерская книга, а также, которые вносятся в общие регистры. Они свидетельствуют обо всех финансовых событиях, происходящих у экономического субъекта РФ.

К составлению таких документов предъявляются высокие требования, ошибки в них не допустимы. Они заполняются по строго установленным формам (бланки).

Помимо этого к первичным документам относятся кассовые документы:

  • приходные (расходные) ордера (КО);
  • кассовая книга;
  • отдельный журнал регистрации приходных (расходных) КО.

Исключением из первичных документов (по правилам бухучета на 2019 г.) является счет-фактура . К бухгалтерской отчетности он не применяется. Этот документ предназначен и составляется для . Классификация первичных документов отражена в следующей таблице:

Изменения 2019

Некоторые изменения в бухучете 2019 года:

  1. Пять новых стандартов (запасы, основные средства, документы (документооборот), активы (нематериальные), отчетность. Пока предполагается их использование (после вступления в силу) по собственному усмотрению, однако, начиная с 2019 года, планируется их обязательное использование.
  2. Из бухучета изымается лимит основных средств.
  3. Корректировка план-счетов.
  4. Система учета на малых предприятиях упрощается. Это касается основных средств, материалов и др. Разрешается их учитывать по стоимости, установленной поставщиком.
  5. Изменение в сроках начисления амортизации основных средств – один раз в год.

Федеральный закон 402 о бухгалтерском учете представляет собой обновленный документ, который пришел на смену своему предшественнику 15-летней давности.

402 ФЗ о бухгалтерском учете в последней редакции 2016 — изменения и краткое содержание

Федеральный закон о бухгалтерском учете 402 ФЗ в последней редакции, представляет собой обновление понятий. Также в нем особо подчеркнуты ключевые моменты ведения учета, перечислены необходимые документы для ведения отчетности. Документ содержит обновленные нормы, исходя из информации, предоставленной контролирующими органами. Новый документ представляет собой российские правила при ведении учета, сближенные с международными стандартами. Основу составляют четыре главы.

Что представляют собой основы и принципы 402 ФЗ:

  • Первая глава. Она объясняет цели, сферу действия закона и его предмет. Ключевые термины также объясняются в этой главе. Бухгалтерская отчетность представлена здесь как информация о положении экономического объекта к проверяемой дате. Также описывается результат деятельности и движение денежных средств за установленный период в соответствии с требованиями, установленными законом. В первой главе объясняется такое важное понятие для обновленного закона, как «международный стандарт» — стандарт, который является обычаем в международном денежном обороте;
  • Вторая глава описывает те требования, которые предъявляются к бухгалтерскому учету. Включает в себя 14 статей. Рассматривает такие понятия, как: политика учета, начальный пакет документов, инвентаризация и др. В этой главе описываются те требования, которые предъявляются к кандидату, желающему занять пост главного бухгалтера: высшее образование, стаж работы, отсутствие судимости по финансовым вопросам. Особо обсуждалось в данной статье понятие о возможности организации самой утвердить первичные формы бумаг. Новая поправка в законе о возможности компании осуществлять самостоятельно внутренний контроль;
  • Третья глава рассказывает общие положения регулирования бухучета в России. Здесь установлены принципы ведения, субъекты регулирования, как распределяются функции и т.д. Эта глава подробно поясняет федеральные стандарты в области бухучета;
  • В четвертой главе будут изложены заключительные положения. Особая статья посвящена хранения бухгалтерских документов. Допустимый срок хранения – 5 лет. Важно и обязательно выполнение приказов Минфина и ФНС.

Когда 402 ФЗ вступил в силу?

Федеральный Закон о бухгалтерском учете от 06.12. 2011 № 402-ФЗ действует с первого января 2013 года. До принятия данного закона в конце 2011 года бухучет в России регулировал ФЗ от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ. В обновленной версии появились новые понятия: мнимые и притворные объекты бухучета, которые отражают наличие искажения бухучета.

Документация и ее хранение — кто обеспечивает сохранность документов по закону?

Законодательство РФ обязано хранить документы об учете деятельности. Условия и сама процедура управляются нормативными актами, которые не всегда учитывают бухгалтеры новички. Попробуем выяснить, о каких бумагах идет речь и какая процедура их хранения.

Итак, организации обязаны обеспечивать сохранность документов в установленные законодательством сроки. Так, первичные документы, регистры бухучета и другая бухгалтерская отчетность хранится по правилам организации, но не менее пяти лет.

В течении 4-х лет организация обязана обеспечить сохранность важной информации, необходимой для исчисления уплаченных и удержанных налогов. Другими словами, для соблюдения НЗ РФ документы хранятся не менее 4-х лет, а для соблюдения БЗ РФ – 5 лет. Безопасность хранения документов бухучета обеспечивается экономическим субъектом, которые также должен обеспечить защиту от изменения информации.

Списание товаров в бухгалтерском учете

Списать товары в бухучете можно различными способами. Чаще всего используется способ списания по средней себестоимости за единицу.

Для того, чтобы произвести списание, можно использовать разные счета:

  • Если продается товар, то себестоимость необходимо списать на 90 счет. Именно здесь сравнивается выручка и расходы.
  • Если наблюдается недостача, и потеря, товар нужно списать на 94 счет, которые изучает потерю ценностей.
  • Когда товар передается агентам для продажи, например, он списывается на 45 счет.

Сдача баланса

В 2016 году бухгалтерская отчетность должна быть сдана единожды в год. Включает в себя: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, приложения. Охватываются даты с 1 января по 31 декабря. Отчет необходимо сдать с 1 января по 30 марта.

Инвентаризация в малом предприятии

Перед тем, как предоставить финансовый отчет раз в год, организация или учреждение должно провести инвентаризацию собственного имущества. Это проводится для того, чтобы проверить наличие активов и оценить их состояние. Благодаря процессу инвентаризации можно проверить, достоверны ли данные бухучета и предоставленной отчетности.

Обратите внимание: Новый Закон о бухгалтерском учете вступает в силу с 01 января 2013 года (ст. 32 законопроекта) .

Действие нового закона распространяется на коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, ЦБ РФ, ИП, частных адвокатов и нотариусов, филиалы и представительства (а так же иные структурные подразделения), находящиеся на территории РФ.

Обратите внимание: В настоящее время от обязанности ведения бухгалтерского учета освобождены организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, а так же граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр.лица, к которым приравниваются адвокаты (п.2, п.3 ст. 4 Закона 129-ФЗ «О бухгалтерском учете).

В новом законопроекте не предусмотрено освобождение организаций от обязанности ведения бухгалтерского учета в зависимости от применяемой им системы налогообложения.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 6 нового законопроекта, бухгалтерский учет могут не вести :

  • индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством ;
  • находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством .

Специально отмечены организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 08.09.2010г. №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково ». В соответствии с п.4 ст.6 нового ФЗ «О бухучете», такие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства.

Примечание.

В тексте нового закона вместо слова «организация» используется выражение «экономический субъект», но мы, для простоты восприятия и краткости изложения, не будем этим выражением злоупотреблять.

1. Понятия, используемые в новом законе.

Законопроект оперирует такими понятиями, как:

  • Бухгалтерская (финансовая отчетность);
  • Уполномоченный федеральный орган;
  • Стандарт бухгалтерского учета;
  • Международный стандарт;
  • План счетов бухгалтерского учета;
  • Отчетный период;
  • Руководитель экономического субъекта;
  • Факт хозяйственной жизни;
  • Организации государственного сектора.

Многие из этих понятий нам уже известны по действующему закону «О бухгалтерском учете» 129-ФЗ. Но есть и некоторые нововведения.

Так, например, известный нам термин хозяйственная операция заменен понятием факт хозяйственной жизни (сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств – п.8 ст. 3 нового законопроекта ).

Впервые упомянуты международные стандарты (стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта – п.3 ст.3 нового законопроекта ).

2. Организация ведения бухгалтерского учета.

В отличие от действующего законодательства, в соответствии п.3 ст.7 нового Федерального закона, руководитель организации (за исключением кредитной организации) обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Возможность заключения договора по ведению бухгалтерского учета для кредитных организаций не предусмотрена. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

И только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Новый ФЗ четко обозначил ранее отсутствовавшие требования, которым должны будут отвечать главные бухгалтера (или иные должностные лица, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета):

  • ОАО (за исключением кредитных организаций);
  • Страховых организаций;
  • Негосударственных пенсионных фондов;
  • Акционерных инвестиционных фондов;
  • Управляющих компаний паевых инвестиционных фондов;
  • Иных организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);
  • Органов управления государственных внебюджетных фондов;
  • Органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

Таких требований несколько. В соответствии с п.4 ст.7 нового ФЗ, главный бухгалтер (или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета) вышеперечисленных организаций должен:

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Вышеуказанным требованиям так же должны соответствовать физические лица, с которыми организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Юридические лица, оказывающие такие услуги, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям (п.6 ст.7 нового ФЗ).

Главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком РФ (п.7 ст.7 нового ФЗ).

Обратите внимание: требования, которым должны будут соответствовать главные бухгалтера (или иные должностные лица, на которые возлагается ведение бухгалтерского учета) в соответствии с п.4, п.6 ст.7 нового ФЗ не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу нового ФЗ возложено ведение бухгалтерского учета (п.2 ст.30 нового ФЗ) .

3. Учетная политика и первичные документы.

Новым ФЗ введено само понятие учетной политики. Учетной политикой признается совокупность способов ведения организацией бухгалтерского учета (п.1 ст.8 нового ФЗ). При формировании учетной политики в отношении конкретных объектов бухучета, организации должны выбрать способ его ведения из способов, допускаемых федеральными стандартами (п.3 ст.8 нового ФЗ).

Организация самостоятельно устанавливает способ ведения бухучета тех объектов бухучета, для которых федеральными стандартами не установлены способы ведения бухучета. При этом необходимо исходить из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (п.4 ст.8 нового ФЗ).

Положения о последовательности применения учетной политики организации и случаи, в которых она может изменяться, остались без изменений.

В положениях об учетной политике организации, в новом ФЗ, отдельно не упоминаются:

  • Рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • Формы первичных и внутренних документов;
  • Порядок проведения инвентаризации;
  • Правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • Порядок контроля за хозяйственными операциями.

Обратите внимание: в новом законе отсутствует упоминание унифицированных форм первичных документов .

Формы первичных документов будут утверждаться не учетной политикой организации, а руководителем (кроме организаций госсектора, руководствующихся бюджетным законодательством) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п.4 ст.9 нового ФЗ).

В соответствии с п.5 ст.9 нового ФЗ, первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Однако, если законодательством РФ или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, организация обязана по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа (п.6 ст.9 нового ФЗ).

В отличие от действующего ФЗ, в новом отсутствует прямой запрет на внесение исправлений в кассовые и банковские документы, однако есть условие допустимости исправлений:

Допускаются исправления в первичных документах, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Исправление должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (п.7 ст.9 нового ФЗ).

Допускается включение в документы бухучета копий изъятых документов, изготовленных в порядке, установленном законодательством.

4. Регистры и объекты бухгалтерского учета.

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель организации (кроме организаций госсектора, руководствующихся бюджетным законодательством) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п.5 ст.10 нового ФЗ).

Так же как и первичные документы, регистры бухучета могут быть составлены на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Исправления, вносимые в регистры бухучета, должны быть датированы и подписаны ответственными лицами с расшифровкой их ФИО.

Новым ФЗ предусмотрены обязательные реквизиты регистров бухучета. Ими являются:

  • наименование регистра;
  • наименование экономического субъекта, составившего регистр;
  • дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
  • хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
  • величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Статьей 5 нового ФЗ чуть более подробно, чем сейчас, обозначены объекты бухгалтерского учета.

В соответствии с п.2 ст.1 закона 129-ФЗ, объектами бухгалтерского учета являются:

  • имущество организаций;
  • обязательства;
  • хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Новый закон выделяет следующие объекты бухгалтерского учета:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования его деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

5. Бухгалтерская отчетность.

В действующем Законе о бухучете №129-ФЗ отсутствует описание требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности. Эти требования содержатся в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Требования к бухгалтерской отчетности, указанные в новом ФЗ, перекликаются с ПБУ 4/99 и, на наш взгляд, не содержат принципиально новых моментов.

В описании состава бухгалтерской отчетности «отчет о прибылях и убытках» (129-ФЗ) заменен на «отчет о финансовых результатах» (новый ФЗ).

Обратите внимание: в новом ФЗ отсутствует прямое описание случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Но при этом, в соответствии с п.38 ПБУ 4/99, статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.

Кроме того, в главе «Общие требования к бухгалтерскому учету» нового ФЗ появились следующие статьи, касающиеся бухгалтерской отчетности, составляемой в особом порядке:

  • Статья 16 –«Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица» ;
  • Статья 17– «Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица» ;

Статья об особенностях бухгалтерской отчетности при реорганизации юридического лица регламентирует формирование отчетности реорганизуемого юридического лица и возникшего в результате реорганизации юридического лица.

Так, согласно п.4 ст.16, последняя бухгалтерская отчетность реорганизуемой компании, должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

На основании последней бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации и утвержденного передаточного акта составляется первая бухгалтерская отчетность возникшей организации.

Возникшее в результате реорганизации юридическое лицо, за исключением организаций бюджетной сферы, должно составить первую бухгалтерскую отчетность по состоянию на дату его государственной регистрации, если иное не установлено федеральными стандартами (п.6 ст.16 нового ФЗ).

Что касается ликвидации организации, то согласно п.4 ст.17 нового ФЗ, последняя бухгалтерская отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

6. Регулирование бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. 20 нового ФЗ регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  • единства системы требований к бухгалтерскому учету;
  • упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;
  • применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
  • обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
  • недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Согласно ст. 21 нового ФЗ к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

  • федеральные стандарты;
  • отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.

Обратите внимание: согласно новому ФЗ, федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами (п.2 ст.21) .

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают, например:

  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства;
  • и пр.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности (п.5 ст.21 нового ФЗ).

Обратите внимание: до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком РФ до дня вступления в силу нового Федерального закона (п.1 ст.30 нового ФЗ).

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются организацией самостоятельно.

Обратите внимание: в соответствии с п.15 ст.21 нового ФЗ, Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам .

Согласно новому ФЗ, разработкой и утверждением федеральных стандартов будут заниматься государственные органы регулирования и субъекты негосударственного регулирования.

Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в РФ являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк РФ (п.1 ст.22 нового ФЗ).

Согласно п.2 ст.22, регулирование бухгалтерского учета в РФ могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (далее - субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета).

В соответствии со ст. 23 нового ФЗ, на органы государственного регулирования возлагается:

  • утверждение программы разработки федеральных стандартов;
  • утверждение Федеральных и отраслевых стандартов;
  • организация экспертизы проектов стандартов;
  • утверждение требований к оформлению проектов стандартов;
  • участие в разработке международных стандартов;
  • разработка стандартов для организаций государственного сектора;
  • представление РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухучета и бухгалтерской отчетности.

В соответствии со ст.24 нового ФЗ, на субъекты негосударственного регулирования возлагается:

  • Разработка проектов федеральных стандартов, публичное обсуждение и предоставление в федеральный орган;
  • Участие в подготовке программы разработки федеральных стандартов;
  • Участие в экспертизе проектов стандартов;
  • Обеспечение соответствия проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого он разработан;
  • Разработка и принятие рекомендаций в области бухучета;
  • Разработка предложений по совершенствованию стандартов бухучета;
  • Участие в разработке международных стандартов.

Обратите внимание: если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, разработкой стандарта займется уполномоченный федеральный орган (пп.2 п.1 ст.28 нового ФЗ) .

Экспертиза проектов федеральных стандартов проводится советом по стандартам бухгалтерского учета. Экспертиза проводится на предмет:

  • соответствия законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете;
  • соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  • обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;
  • обеспечения условий для единообразного применения федеральных стандартов.

В состав совета по стандартам бухучета входят 10 представителей субъектов негосударственного регулирования бухучета и 5 представителей органов государственного регулирования.

Кандидаты в члены совета по стандартам бухгалтерского учета должны иметь высшее профессиональное образование, безупречную деловую (профессиональную) репутацию и опыт профессиональной деятельности в сфере финансов, бухгалтерского учета или аудита.

Решения совета по стандартам бухгалтерского учета принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании. Заседания совета являются открытыми.

Разработчиком федерального стандарта может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

В период публичного обсуждения проекта федерального стандарта разработчик принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме. Разработчик не может отказать в приеме замечаний в письменной форме.

Таким образом, с принятием нового ФЗ «О бухгалтерском учете», любой профессионал, желающий повлиять на стандартизацию бухгалтерского учета в нашей стране, получит возможность проявить себя и внести свой вклад в разработку федеральных стандартов учета.

По материалам ИА "Клерк.Ру"

Екатерина Анненкова, аттестованный аудитор Минфина РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

1. Разработчиком федерального стандарта (далее - разработчик) может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета.
2. Уведомление о разработке федерального стандарта направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, опубликовывается в печатном издании, определяемом уполномоченным федеральным органом (далее - печатное издание), и размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»).
3. Не позднее 10 рабочих дней после дня опубликования уведомления о разработке федерального стандарта в печатном издании разработчик опубликовывает проект федерального стандарта в печатном издании и размещает его на своем официальном сайте в сети «Интернет».
Проект федерального стандарта, размещенный на официальном сайте разработчика в сети «Интернет», должен быть доступен для ознакомления без взимания платы. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта федерального стандарта на бумажном носителе. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии на бумажном носителе, не может превышать затраты на ее изготовление и пересылку.
Плата за предоставление указанной копии органам государственного регулирования бухгалтерского учета и субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета не взимается.
4. Со дня опубликования проекта федерального стандарта в печатном издании разработчик проводит публичное обсуждение федерального стандарта.
Срок публичного обсуждения проекта федерального стандарта не может быть менее трех месяцев после дня опубликования указанного проекта в печатном издании. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, опубликовывается в печатном издании и размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика в сети «Интернет».
5. В период публичного обсуждения проекта федерального стандарта разработчик:
1) принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме. Разработчик не может отказать в приеме замечаний в письменной форме;
2) проводит обсуждение проекта федерального стандарта и полученных в письменной форме замечаний;
3) составляет перечень полученных в письменной форме замечаний с кратким изложением содержания таких замечаний и результатов их обсуждения;
4) дорабатывает проект федерального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний.
6. Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания до утверждения федерального стандарта и представлять их в уполномоченный федеральный орган по его запросу.
7. Доработанный проект федерального стандарта не позднее 10 рабочих дней после дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта в печатном издании опубликовывается разработчиком в этом же печатном издании.
Одновременно разработчик размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» доработанный проект федерального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Указанные документы, размещенные на официальном сайте разработчика в сети «Интернет», должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
8. Порядок опубликования в печатном органе документов, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, устанавливается уполномоченным федеральным органом.
9. Доработанный проект федерального стандарта вместе с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, который организует экспертизу этого проекта.
10. Совет по стандартам бухгалтерского учета готовит в срок не более двух месяцев со дня представления разработчиком проекта федерального стандарта мотивированное предложение о принятии такого проекта к утверждению или об отклонении его на основании указанных в части 9 настоящей статьи документов и с учетом результатов экспертизы. Такое предложение вместе с указанными в части 9 настоящей статьи документами и результатами экспертизы направляется в уполномоченный федеральный орган.
11. Уполномоченный федеральный орган на основании документов, представленных советом по стандартам бухгалтерского учета, в срок не более одного месяца принимает проект федерального стандарта к утверждению или отклоняет его.
Проект федерального стандарта, принятый к утверждению, в установленном порядке подготавливается и утверждается уполномоченным федеральным органом.
12. Проект федерального стандарта, предлагаемый советом по стандартам бухгалтерского учета к принятию, может быть отклонен в случае, если он не соответствует законодательству Российской Федерации.
13. В случае, если проект федерального стандарта отклонен, мотивированное решение уполномоченного федерального органа с приложением указанных в части 9 настоящей статьи документов в срок не более 10 рабочих дней после дня принятия такого решения направляется разработчику проекта федерального стандарта.
14. Внесение изменений в федеральный стандарт или его отмена осуществляются в порядке, установленном настоящей статьей. Внесение изменений в федеральный стандарт, обусловленных изменением законодательства Российской Федерации, может быть осуществлено по инициативе уполномоченного федерального органа.