Построение бюджетной системы. Бюджетная система страны

  • Дата: 18.03.2024

В данном определении выделяются следующие признаки:

1. Бюджет — это общегосударственный, централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов .

2. Бюджет — это финансовый план государства, в котором указаны его доходы и расходы в предстоящем году.

3. Бюджет — это основной финансовый план государства, на основании и во исполнение которого принимаются остальные финансовые планы.

Бюджетное законодательство и бюджетная практика различают бюджет государства и государственный бюджет.

Функцию формирования выполняют бюджетные доходы, включающие налоги , займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег.

Основной источник бюджетных доходов — полученные в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно: заработная плата работников; доход лиц, работающих по найму; предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); рента; процент (прибыль банков и вкладчиков).

Функция распределения принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику . Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов.

Функция регулирования заключается в стимулировании и/или сдерживании социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных территорий , хозяйственных комплексов, хозяйствующих субъектов посредством бюджетного механизма.

Бюджетный механизм — составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

  • мобилизация денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты ;
  • расходование бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам ;
  • межбюджетное распределение и перераспределение финансовых ресурсов.

Контрольная функция позволяет выявить финансовое положение конкретных экономических субъектов, отраслей народного хозяйства, территориальных образований (субъектов РФ , муниципальных образований), хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет.

Организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны определяет бюджетное устройство.

Бюджетное устройство — это структура и принципы построения бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.

Основы бюджетного устройства обуславливаются формой государственного устройства страны. Составной частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах .

Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ: налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности , хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств , в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований . К иным условиям установления налогов относятся: категории налогоплательщиков, объект налогообложения, источник налога, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, методы налогообложения, порядок начисления налогов, срок и порядок уплаты налога, налоговые льготы.

Социально-экономическая сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях.

Фискальная функция. Налоги являются важнейшим источником доходов госбюджета, на их долю приходится более 90% доходов.

Распределительная функция. С помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферами экономики , отраслями, регионами.

Регулирующая функция. Налоги как экономический рычаг используются государством для стимулирования развития общественного производства либо для его сдерживания.

Контрольная функция. С помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов.

Налоговая система — это совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. К последним относятся:

  • принципы, формы и методы установления, изменения, отмены, уплаты налогов;
  • виды налогов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность участников налоговых отношений;
  • способы защиты прав и интересов налогоплательщиков.

Налоговая система устанавливает в Российской Федерации систему федеральных, региональных и местных налогов (рис.3.4).

Понятие «налоговая система» шире понятия «система налогов и сборов». Налоговая система характеризуется не только системой налогов и сборов, но и принципами ее построения, закрепленными в существенных условиях налогообложения. Налоговую систему определяют порядок установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядок распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней, права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), организацию отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых правоотношений .

Финансовый контроль и прогноз размеров собираемых ими средств, поступающих в доход консолидированного и федерального бюджетов в планируемом году и на среднесрочную перспективу, с соответствующими обоснованиями и расчетами осуществляют Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ и Министерство имущественных отношений РФ.

Министерство РФ по налогам и сборам совместно Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству осуществляют прогнозирование поступление дополнительных средств в федеральный бюджет на среднесрочную перспективу в результате реструктуризации задолженности, проводимой этими органами в прошедшие три года.

Государственные расходы

По уровням управления расходы классифицируются на расходы федерального бюджета, субъектов федерации и местные расходы.

В действующей бюджетной классификации предусмотрена группировка расходов бюджета по трем признакам:

  • функциональному назначению;
  • экономическому назначению;
  • ведомственному назначению.

Функциональная группировка состоит из разделов расходов, связанных с осуществлением основных функций государства .

В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран. Международный валютный фонд (МВФ) предлагает наиболее общую функциональную классификацию расходов (рис. 3.5).

Экономическая группировка — это группировка расходов бюджета по экономическому признаку, то есть сведение расходов в единые экономические категории по однородным признакам.

Экономическая группировка позволяет получить детальное распределение расходов по их предметному признаку (заработная плата , начисления, все виды хозяйственных расходов, трансферты населению и т.д.) и обеспечивает возможность единого подхода ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета.

Экономическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и позволяет производить международные сопоставления бюджетных показателей. В общем виде экономическая классификация расходов бюджета представлена на рис.3.6.

Текущие расходы — это возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала .

Капитальные расходы включают:

  • возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов ;
  • безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсации убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала.

Показатель «Кредитование минус погашение (или чистое кредитование)» впервые в отечественной статистике объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.

Показатель «чистого кредитования» включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов , выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Ведомственная группировка формирует расходы бюджета по ведомственному признаку, то есть денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к определенным функциональным разделам.

Функциональная, ведомственная и экономическая структуры расходов государственного бюджета должны быть взаимосвязаны между собой. Это обеспечивает возможность перехода от одной структуры государственных расходов к другой.

Бюджетный дефицит. Проблемы балансирования бюджета

Заимствование государственных финансов согласно международным стандартам статистики не относится к доходам, а рассматривается как источник финансирования дефицита. Итак, с точки зрения финансирования дефицит можно определить по формуле:

Деф = З - Пд + Ост, (3)
где Деф — дефицит, ден.ед.; З — заимствования, ден.ед.; Пд — суммы погашения долгов, ден. ед.; Ост — уменьшение остатков ликвидных финансовых средств, ден. ед.

Формами финансирования государственного бюджета являются: выпуск и размещение государственных казначейских обязательств (ГКО), займы у банков и международных финансовых организаций, займы, полученные от других уровней власти или от государственных внебюджетных фондов, займы от иностранных правительств.

Методы хозяйствования. Если преобладают рыночные методы, то меньшая доля финансовых ресурсов концентрируется в бюджете, при административно-командных методах – наоборот. В СССР, например, около 80% финансовых ресурсов перераспределялось через государственный бюджет ;

Специфические условия, характерные для определенного исторического этапа развития страны. В СССР после “военного коммунизма” в 1923-26 гг. уровень концентрации финансовых ресурсов в бюджете достигал 90%. Тогда в концепции сущности советских финансов финансовые ресурсы отождествлялись только с бюджетными ресурсами);

Цели и задачи бюджетной политики, определяющие приоритетные направления распределения бюджетных средств в пользу отдельных отраслей экономики, территорий, определенных категорий граждан. При проведении пенсионной реформы, реформы образования и здравоохранения, реформы по замене натуральных льгот денежными компенсациями, при реформировании вооруженных сил и т. п., необходимы значительные финансовые ресурсы. После проведения реформ объемы финансирования из бюджетов реформированным отраслям должны снижаться, а следовательно и уровень концентрации финансовых ресурсов в бюджете должен снизиться, но на момент проведения реформ уровень концентрации повышается;

Исторические традиции, присущие соответствующему государству. В России был силён уклад государственного начала в управлении, поэтому имеется более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в бюджетных фондах по сравнению с другими странами.

Сочетание вышеуказанных факторов определяет конкретный объем бюджетного фонда. Это происходит в процессе бюджетного планирования, что предъявляет высокие требования к обоснованности бюджетных расчетов на основе составления многовариантных расчетов бюджета с учетом научно-обоснованной потребности в средствах субъектов хозяйствования, определению эффективности и целесообразности заложенных в бюджете расходов.

2. Маневренность бюджетного фонда достигается (схема 1.7):

Соблюдением принципа общего (совокупного) покрытия расходов,

Использованием бюджетных кредитов,

Возможностью внесения изменений в утвержденные бюджетные назначения,

Образованием и использованием различных видов бюджетных резервов.

Принцип совокупного покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из его дефицита. Доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов и в других случаях, определенных законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Соблюдение этого принципа обеспечивает возможность свободного распределения бюджетных средств по любым направлениям расходов в ходе формирования бюджета, а также бесперебойное финансирование расходов, предусмотренных законом о соответствующем бюджете.

Принцип единства кассы , предусмотренный Бюджетным кодексом РФ как основной принцип исполнения бюджетов , означает, что все доходы и поступления из источников финансирования дефицита бюджета зачисляются на единый счет бюджета и с него же осуществляются все расходы, предусмотренные по бюджету. Соблюдение этого принципа позволяет консолидировать все доходы и поступления на счете и направлять их бюджетополучателям исходя из утвержденных бюджетных назначений.

Бюджетные кредиты используются для покрытия внутригодовых кассовых разрывов между расходами и доходами бюджета в случае недостаточности средств оборотной кассовой наличности . Они предоставляются на срок не более шести месяцев и обязательно должны быть погашены в пределах текущего финансового года.

Предусмотренная бюджетным законодательством возможность внесения изменений в утвержденные бюджетные назначения позволяет обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных бюджетом, в рамках фактически поступивших бюджетных доходов, создать правовые основания для осуществления дополнительных расходов, не предусмотренных бюджетом, а также обеспечить перераспределение бюджетных средств в ходе исполнения бюджета. Решение этих задач достигается путем сокращения расходов бюджета при невыполнении плана доходов или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета; использования дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов либо на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, либо на осуществление дополнительных расходов сверх утвержденных бюджетом, а также путем перемещения бюджетных средств распорядителями бюджетных средств между бюджетополучателями.

Бюджетные резервы обеспечивают устойчивость и мобильность бюджетного фонда. Под ними понимается обособленная в ходе бюджетного планирования часть средств бюджетов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как запланированных, так и непредвиденных расходов , возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер (схема 1.9). Бюджетные резервы являются частью финансовых резервов, однако, в отличие от других видов финансовых резервов бюджетные обладают большей маневренностью и универсальностью, т. к. могут использоваться в любой отрасли и сфере экономики, глобальны по масштабам, охватывая все уровни управления - федеральный, региональный и местный.

Необходимость создания бюджетных резервов связана (схема 1.9) с:

Возможными ошибками и просчетами, допущенными в ходе бюджетного планирования, особенно в части планирования трудно предсказуемых основных показателей социально-экономического развития (темпы экономического роста, динамика валютного курса , уровень инфляции, уровень цен на энергоносители и др.);

Необходимостью ликвидации возникающих диспропорций в процессе исполнения бюджета,

Дополнительными непредвиденными расходами.

Бюджетные резервы используются в следующих случаях (схема 1.10):

При невыполнении доходной части бюджета в том случае, если невозможно сбалансировать доходы и расходы посредством планового сокращения расходов;

Для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями;

Для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Бюджетные резервы создаются в бюджетах всех уровней и видов. Основными их видами являются (схема 1.11):

Резервный фонд Президента Российской Федерации;

Резервный фонд Правительства Российской Федерации;

Резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;

Фонды непредвиденных расходов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

Оборотная кассовая наличность;

Свободный остаток бюджетных средств на начало текущего финансового года.

Законодательному утверждению подлежат:

Размер резервных фондов (в рамках законов или решений о бюджете на очередной финансовый год);

Ограничения по направлениям использования резервных фондов.

Нормативными актами органов исполнительной власти регламентируется порядок расходования средств резервных фондов. Финансирование мероприятий из резервных фондов осуществляется на основании письменного распоряжения органа исполнительной власти.

Законодательством запрещено создание резервных фондов законодательных (представительных) органов (ст. 81 п.2, ст.153 п.2 Бюджетного кодекса РФ).

Общий размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3 процента утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при утверждении собственных бюджетов на очередной финансовый год.

Маневренность бюджетного фонда проявляется как в процессе его формирования, так и использования (схема 1.7). Так, маневренность в ходе формирования бюджетного фонда проявляется в отсутствии закрепленности определенных доходов за соответствующими расходами бюджета, что позволяет уже при формировании бюджета маневрировать доходами, направляя их на осуществление расходов, определенных приоритетными, в соответствии с целями и задачами бюджетной политики. Другими инструментами обеспечения маневренности бюджетного фонда в ходе бюджетного планирования является использование оборотной кассовой наличности, а также бюджетных кредитов.

Необходимость обеспечения маневренности бюджетного фонда в ходе его использования связана с тем, что фактически достигнутые в течение бюджетного года показатели (темпы экономического роста, уровень инфляции, показатели доходов и поступлений из источников финансирования дефицита) отклоняются от предусмотренных в бюджете. В ходе исполнения бюджета маневренность обеспечивается соблюдением принципа единства кассы, использованием всех видов резервов, включая оборотную кассовую наличность, бюджетных кредитов, внесением изменений в бюджетные назначения. Тем самым отдельные инструменты (например, бюджетные кредиты и оборотная кассовая наличность) обеспечивают мобильность бюджетного фонда и при его формировании, и при его использовании.

Для управления средствами государственных внебюджетных фондов созданы одноименные организации, являющиеся финансово - кредитными учреждениями, деятельность которых регулируется утвержденными положениями (или уставами), в которых определяются задачи и функции этих организаций по управлению средствами фондов. Для уяснения этого вопроса необходимо понимать, что под одним и тем же термином понимается и государственный внебюджетный фонд (как фонд денежных средств) и организация, на которую возложены функции управления средствами фонда (схема 1.17).

2. Бюджетная система Российской Федерации

В бюджетном законодательстве понятия «бюджетное устройство » и «бюджетная система» используются как синонимы. Между тем в российской и зарубежной экономической литературе данные понятия различаются, при этом понятие «бюджетное устройство» трактуется как более широкое, нежели понятие «бюджетная система».

Бюджетное устройство любой страны - организационное построение бюдже­та, отражающее как его структуру, так и формы взаимодействия (схема 1.18). Бюджетная система как наиболее важный элемент бюджетного устройства представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собою установленные законом взаимоотношения (схема 1.19). Тем самым бюджетное устройство - понятие более широкое, чем бюджетная система, включающее помимо самой бюджетной системы:

Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления;

В составе факторов, определяющих построение бюджетной системы государства, следует выделить:

Форму государственного устройства (федеративная либо унитарная);

Политический режим (демократический, тоталитарный, либерально-демократический и т. д.);

Исторические и национальные особенности развития государства;

Цели и задачи экономической и финансовой политики.

Первичным элементом бюджетной системы выступают виды бюджетов. Вид бюджета - форма организации бюджетных ресурсов конкретного органа государственной власти или органа местного самоуправления, финансовой базой деятельности которого он является (схема 1.20). Совокупность видов бюджетов, соответствующих определенному уровню государственной власти или местного самоуправления, образуют уровень бюджетной системы государства (схема 1.20).

Таким образом, число уровней бюджетной системы прямо производно от числа уровней системы государственной власти и местного самоуправления в государстве. Бюджетная система унитарного государства включает два уровня - центральный и уровень местных бюджетов; в свою очередь, бюджетная система федеративного государства трехуровневая и объединяет наряду с федеральным бюджетом (бюджетом центрального звена) уровень региональных бюджетов и уровень местных бюджетов (схема 1.21).

Верхний уровень бюджетной системы и в унитарных, и в федеративных государствах представлен всегда одним бюджетом – бюджетом центрального правительства в унитарных государствах или федеральным бюджетом в федеративных государствах. Второй уровень бюджетной системы, как и третий, представлен разными видами бюджетов.

В государствах с федеративным устройством бюджеты среднего звена бюджетной системы могут соотноситься с федеральным бюджетом по-разному. Если взаимоотношения бюджетов субъектов федерации с федеральным бюджетом строятся в соответствии с принципом равенства – это симметричная федерация с симметричными бюджетными правами субъектов федерации. Если же взаимоотношения субъектов федерации с федеральным центром характеризуются неравенством – это асимметричная модель бюджетной системы федеративного государства с неравными бюджетными правами субъектов федерации.

Существенные различия в организации и характере функционирования бюджетных систем имеются в государствах с либерально-демократической и административно-командной системами управления . В первых важнейшим принципом построения бюджетной системы является самостоятельность каждого бюджета, обусловленная широкими демократическими правами каждого органа власти; в государствах с административно-командной системой управления бюджетная система строится на принципе единства , когда каждый бюджет выступает как часть единого государственного бюджета страны и принципе централизма , означающем не только высокую степень централизации бюджетных средств на верхнем уровне бюджетной системы, но и почти безграничные возможности перераспределения средств между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов на основе централизованно принимаемых решений (например, бюджетная система бывшего Советского Союза).

В демократических государствах, характеризующихся рыночными методами хозяйствования, бюджетные системы могут различаться степенью самостоятельности каждого бюджета, входящего в бюджетную систему страны. В зависимости от этого различаются бюджетные системы американского и западно-европейского типа .

Бюджеты внутри системы американского типа являются не только самостоятельными, но и автономными; здесь принцип «один налог – один бюджет» реализуется, как правило, полностью.

В бюджетных системах западно-европейского типа самостоятельность каждого бюджета органично сочетается с возможностью получения субфедеральными и муниципальными органами стабильной финансовой помощи из других бюджетов при наличии резких колебаний в уровне социальной обеспеченности граждан по территории страны. В таких бюджетных системах используются методы бюджетного выравнивания социальной обеспеченности граждан разных территорий, что обусловлено социально-ориентированной моделью экономики (например, бюджетная система ФРГ).

Бюджетная система страны может быть представлена в расширенном варианте – тогда в нее входит не только совокупность бюджетов всех уровней, но и свод внебюджетных фондов. Понятие расширенной бюджетной системы используется в практике международных сопоставлений, когда наряду с только бюджетными показателями важно учесть количественные параметры внебюджетных фондов.

Основой для построения бюджетных систем федеративных (а нередко и унитарных) государств является бюджетный федерализм. Бюджетный федерализм - это такая организация бюджетных отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета предоставлять на территории всей страны ее жителям равный и гарантированный государством перечень общественных услуг (безопасность, социальная защита , образование и т. п.), а для этого - органично сочетать фискальные интересы федерации с интересами ее субъектов; разграничивать бюджетные полномочия, бюджетные расходы и доходы; распределять и перераспределять бюджетные ресурсы между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов федерации, выравнивая бюджетную обеспеченность территорий, оказавшихся в разных социально-экономических, географических, климатических и пр. условиях.

Федерализм, влияя на бюджетную систему страны, предопределяет наличие следующих принципов ее построения:

· равенство бюджетных прав субъектов федерации и муниципальных образований ;

· разграничение бюджетных полномочий между органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления в соответствии с возложенными на них задачами и функциями;

· разграничение бюджетных расходов и доходов между уровнями бюджетной системы в соответствии с бюджетными полномочиями органов государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления;

· прозрачность межбюджетного перераспределения средств.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов федерации (муниципальных образований) означает установление государством (субъектом федерации) единых и обязательных для всех субъектов федерации (муниципальных образований) норм и правил, определяющих компетенцию региональных органов государственной власти (органов местного самоуправления) в области регулирования бюджетных отношений и осуществления бюджетного процесса .

Принцип разграничения бюджетных полномочий между органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления означает разграничение предметов ведения, прав и обязанностей в области бюджетных отношений между органами государственной власти федерации, органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления.

Принцип разграничения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление на долговременной основе расходов (в соответствии с возложенными на органы власти и управления полномочиями), соответствующих видов доходов (полностью или частично) за органами государственной власти федерации, органами государственной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления.

Прозрачность межбюджетного перераспределения средств означает установление такой системы перераспределения бюджетных средств между уровнями бюджетной системы, которая была бы ясной и понятной для всех субъектов федерации, строилась бы на принципах справедливости и предоставляла бы всем территориям равные возможности для выравнивания своей бюджетной обеспеченности.

Ключевым положением в содержании бюджетного федерализма является единство интересов, основанное на сочетании интересов бюджетов всех уровней. Такое сочетание не ущемит интересы федерального бюджета, если в бюджетной системе будут четко разграничены полномочия между органами государственной власти разных уровней и органами местного самоуправления. От того, как складываются отношения между федеральным центром и субъектами Федерации, во многом зависят и взаимоотношения внутри субъектов Федерации, то есть между региональными органами власти и органами местного самоуправления.

Современная бюджетная система Российской Федерации складывалась под воздействием исторических условий формирования российской государственности. До 1991 года бюджетная система СССР (одной из союзных республик которой была РСФСР) объединяла союзный бюджет, государственные бюджеты 15 союзных республик (включавшие республиканские бюджеты союзных республик, государственные бюджеты автономных республик и местные бюджеты) и бюджет государственного социального страхования . Единый Государственный бюджет СССР, который консолидировал все вышеперечисленные бюджеты, когда каждый нижестоящий бюджет включался в качестве составной части в вышестоящий бюджет, утверждался высшим законодательным органом страны - Верховным Советом СССР. Тем самым при утверждении Государственного бюджета СССР утверждался объем доходов и расходов всех нижестоящих бюджетов. Вместе с тем после принятия единого бюджета страны каждый представительный орган власти (республиканский, краевой, областной и т. д.) принимал своими законами или решениями соответствующий консолидированный бюджет (бюджет республики, бюджет края, бюджет области).

Таким образом, бюджетная система страны до образования Российской Федерации как суверенного государства, строилась на двух основных принципах - единства и демократического централизма, которые были провозглашены в законах, регулирующих бюджетные права Союза СССР, союзных и автономных республик, местных Советов народных депутатов. Единство бюджетной системы предполагало, прежде всего, составление и утверждение единого (консолидированного) государственного бюджета законодательным актом высшего представительного органа власти страны – Верховного Совета СССР. Единство бюджетной системы было обусловлено единством доходной базы, единым планом экономического и социального развития страны, едиными принципами и правилами бюджетного планирования и бюджетного финансирования .

Принцип демократического централизма заключался в сочетании централизованного руководства всей бюджетной системой из единого центра с предоставлением определенных бюджетных прав республиканским и местным органам власти. Централизм выражался в наличии единых для всех бюджетов общегосударственных налогов и доходов, высокой степени концентрации бюджетных средств в союзном бюджете (она достигала в отдельные годы 70%) и соответственно финансовой зависимости республиканских и местных органов власти от союзного центра, а также в широком использовании системы бюджетного регулирования (путем ежегодного перераспределения бюджетных средств, в основном через нормативы отчислений от общегосударственных налогов и доходов и дотации, предоставляемые вышестоящими органами власти нижестоящим). При такой системе распределения бюджетных средств демократизм как принцип построения бюджетной системы, заключался только в необходимости составления и утверждения соответствующим органом власти консолидированного бюджета своей территории. Однако при этом не могли быть нарушены основные параметры, заложенные в едином Государственном бюджете СССР – уменьшена сумма доходов, установленная вышестоящим органом власти конкретному бюджету, и изменен индивидуальный норматив отчислений от регулирующих доходов, определенный для соответствующего бюджета.

Образование Российской Федерации как самостоятельного государства предопределило радикальные изменения в составе и принципах построения бюджетной системы, что нашло отражение первоначально в принятии Закона РСФСР от 10.10.91 г. № 000-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". В данном законе впервые был сформулирован принцип самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему РСФСР. В соответствии с этим законом бюджетная система определялась как совокупность республиканского бюджета РСФСР, республиканских бюджетов республик в составе РСФСР, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РСФСР. После принятия в 1993 году Конституции РФ понятие бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РФ было конкретизировано в Законе РФ от 15.04.93 № 000-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», в соответствии с которым они были представлены:

Республиканскими бюджетами республик в составе РФ;

Областным бюджетом автономной области;

Окружными бюджетами автономных округов;

Краевыми бюджетами краев;

Областными бюджетами областей;

Городскими бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербург;

Местными бюджетами.

7) результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) прозрачности (открытости);

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств

12) подведомственности расходов бюджета

13) единства кассы.

Следует отметить, что первые четыре принципа относятся к построению бюджетной системы РФ; принципы «результативности и эффективности использования бюджетных средств» и «адресности и целевого характера бюджетных средств» - к организации системы бюджетного финансирования, а остальные принципы – к организации бюджетного процесса. Таким образом, в ст. 28 Бюджетного кодекса РФ говорится о разнородных принципах, одни из которых определяют собственно построение бюджетной системы, другие – характер ее функционирования.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает (схемы 1.26), (тест 1.6):

Единство бюджетного законодательства РФ;

Единство принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;

Единство форм бюджетной документации и отчетности;

Единство бюджетной классификации бюджетной системы РФ;

Единство санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ;

Единый порядок установления и исполнения расходных обязательств;

Единый порядок формирования доходов и осуществления расходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ;

Ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений .

Содержание принципа единства современной бюджетной системы РФ радикально отличается от принципа единства бюджетной системы в условиях административно-командной системы управления экономикой, который означал консолидацию всех бюджетов в едином бюджете и утверждение его в форме закона. В отличие от такой модели современная бюджетная система РФ может быть представлена в виде «разобранной матрешки», все составные части которой находятся в распоряжении разных органов государственной власти и органов местного самоуправления и утверждаются отдельными законами (решениями) о соответствующем бюджете. Поэтому принцип единства означает лишь создание единых правовых и организационных основ функционирования бюджетной системы и предполагает единство правовой базы, денежной системы , форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, а также ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.

Принцип самостоятельности бюджетов означает (схемы 1.27), (тест 1.8):

Право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

Право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ;

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);

Недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Важнейшие функции государственного бюджета :

q аккумулирование финансовых ресурсов в руках государствен­ных органов в целях распределения и перераспределения между от­раслями, регионами и слоями населения;

q обеспечение содержания государства с его институтами, при­званными реализовывать функции государственной власти;

q стимулирование экономического роста по важнейшим для стра­ны направлениям;

q социальная защита беднейших слоев населения, пенсионеров и подрастающего поколения.

Бюджетная политика - регулирование уровня государствен­ных доходов и расходов в целях воздействия на общий уровень эко­номической активности, поддержания рыночного равновесия и сти­мулирования развития отдельных сфер национальной экономики.

Бюджетная политика - это политика государственных расходов, на­логовых ставок и государственных займов. Государственный бюджет есть концентрированное выражение экономической политики.

Структура государственного бюджета отражает структуру бюд­жетных доходов и бюджетных расходов.

Бюджетные доходы - поступления в государственную казну. Они формируются за счет налоговых и неналоговых бюджетных по­ступлений. Налоговые поступления - различные виды обязательных налогов и сборов с населения, предпринимателей и государственных предприятий. Неналоговые поступления в бюджет - поступления от использования государственной собственности и государственного имущества, от внешнеэкономической деятельности, от приватизации государственного имущества, от государственных займов и пр.

Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляемые на нужды развития экономики и социальной сферы, на оборону, на по­гашение государственного долга и пр.

Функции бюджетных расходов.

К основным функциям бюджетных расходов относятся: полити­ческие, социальные и хозяйственные.

Политические функции состоят в поддержании существующего социально-экономического строя и включают в себя такие затраты, как государственное управление, армия, безопасность, внешнеполи­тическая деятельность, поддержка СМИ и пр.

Социальные функции состоят в стабилизации социально-экономи­ческой ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровне жизни различных доходных групп, поддержке отраслям, ока­зывающим социальные услуги (здравоохранению, образованию, куль­туре и пр.).

Экономические функции состоят в:

q формировании конкурентной рыночной среды в экономике страны посредством проведения антимонопольных мероприятий, поддержки малого и венчурного предпринимательства;

q структурной перестройке экономики путем поддержки отдель­ных отраслей, имеющих наиболее важное значение;

q содействии выходу отечественных производителей на внешний рынок;

q выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.

Проблема состоит в том, чтобы добиться органического сочета­ния различных функций.

Идеальное исполнение государственного бюджета - полное по­крытие государственных расходов доходами, а еще лучше наличие остатка средств (профицита) государственного бюджета. Однако эта ситуация в жизни встречается редко. Чаще имеет место дефицит го­сударственного бюджета, т. е. превышение расходов над доходами.

Бюджетный дефицит - превышение государственных расхо­дов над доходами. В рамках кейнсианской концепции его можно рас­сматривать как дополнительный внутренний спрос со стороны госу­дарства. В соответствии с монетаристской концепцией - это вели­чайшее зло, порождающее многие негативные последствия, с кото­рым надо всеми мерами бороться.

Способы покрытия дефицита государственного бюджета:

§ внутренние государственные займы. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов;

§ внешние государственные займы. Они осуществляются в виде займов у частных предпринимателей, государств и международных финансовых организаций;

§ эмиссия денежных знаков государственным банком - выпуск де­нежных знаков.

Государственные займы - получение государством на возврат­ной основе и на определенный срок денежных средств. Займы широ­ко используются в экономической политике государства: внутренние займы государства у физических и юридических лиц, займы у иност­ранных кредиторов.

Бюджетная система - совокупность бюджетов всех уровней госу­дарственной власти, порядок их разработки, методы формирования доходной части, порядок формирования расходной части.Главным принципом формирования государственного бюджета в рыночных ус­ловиях является подход к его построению наоснове категории обще­ственных благ, которые предоставляются государством налогоплатель­щикам.

Основу бюджетной системы страны формируют федеральный бю­джет и консолидированный бюджет.

Федеральный бюджет - годовая роспись доходов и расходов федерального правительства. Это важнейшее средство государствен­ных органов по проведению активной экономической политики.

Консолидированный бюджет -годовая роспись всех государ­ственных доходов и расходов, включая как федеральный уровень, так и уровень субъектов Федерации, а также муниципальных образова­ний. Он отражает возможности и направления воздействия федераль­ного правительства и администрации субъектов Федерации при про­ведении экономической политики в стране.

Бюджет развития - способ практической реализации ведущей роли государства в проведении инвестиционной политики. Он отра­жает расходы государства на развитие потенциала общественного про­изводства.

Основными источниками бюджета развития в России являются:

§ связанные иностранные кредиты под гарантии Российского правительства;

§ инвестиционные кредиты Мирового банка и Европейского бан­ка реконструкции и развития;

§ средства из источников внутреннего заимствования. Использование средств бюджета развития осуществляется на кон­курсной, возвратной, срочной и платной основе в порядке, установ­ленном Правительством. Расходование средств бюджета развития осу­ществляется через специальный счет, открытый в Главном управле­нии Федерального казначейства Министерства финансов.

Бюджетный федерализм - автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти, основанное на законодательно сформулированных нормах.

Бюджетный федерализм - это способ организации межбюджет­ных отношений, который позволяет центральным органам власти ус­пешно выполнять функции по сплочению отдельных регионов в еди­ное целое государство. Вместе с тем бюджетный федерализм позво­ляет субъектам Федерации и местным органам власти проявлять свою самостоятельность в распоряжении финансовыми ресурсами в соот­ветствии с мерой их ответственности и компетенции за выполнение возложенных на эти уровни власти обязательств по оказанию услуг общественного характера. Важнейшим элементом практической ре­ализации бюджетного федерализма является Федеральный фонд фи­нансовой поддержки регионов.

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ форми­руется в размере 15% суммы фактической величины налоговых по­ступлений в федеральный бюджет (за исключением 10%-го подоход­ного налога с физических лиц и сумм импортных пошлин). Этот фонд является действенным средством поддержки депрессивных регионов страны.

К институтам, занимающимся разработкой и реализацией госу­дарственного бюджета, относятся: министерство финансов, минис­терство экономики, законодательные органы власти, казначейство, счетная палата.

Министерство финансов - головной орган, отвечающий за разработку и реализацию бюджета государства. Казначейство - правительственный финансовый орган, ведающий исполнением государственного бюджета. Он организует взимание налогов, сбо­ров и пошлин, отпускает средства на расходы, предусмотренные государственным бюджетом, осуществляет эмиссию бумажных де­нег. Казначейство может иметь самостоятельный статут или быть одним из подразделений министерства финансов, как это имеет место в России.

Функции казначейства в Российской Федерации:

§ проведение рациональной государственной бюджетной поли­тики;

§ управление доходами и расходами федерального бюджета;

§ повышение оперативности финансирования государственных программ;

§ контроль за поступлением и использованием государственных средств.

Наряду с казначейством выполнением этих функций занята так­же Счетная палата при Совете Федерации .

Государственный долг - сумма задолженности государства как внутренним, так и внешним кредиторам по займам и невыплачен­ным по ним процентам.Обслуживание долга – механизм регуляр­ных выплат процентов по полученным займам. Государственный долг определяется динамикой бюджетного дефицита. Чем больше бюджет­ный дефицит, тем быстрее растет государственный долг. Растущий го­сударственный долг вызывает непростые последствия в сфере рас­пределения продукта. В зависимости от рынка размещения задолжен­ности государственный долг может быть внутренним и внешним.

Внутренний долг государства - накопленная задолженность госу­дарства внутренним кредиторам: банкам, финансовым организаци­ям, населению.

Внешний долг государства - накопленная задолженность государ­ства по займам, полученным от других государств или международ­ных финансовых организаций.

Государственные ценные бумаги - средство заимствования госу­дарства. Выступают в формах: облигаций, сберегательных сертифи­катов, казначейских векселей.

Государственные облигации - долговое обязательство государст­ва, выдаваемое на определенный срок с выкупом и выплатой заранее оговоренного процента. Сберегательный сертификат - билеты осо­бого вида государственного займа с высоким процентом и выкупом лишь по истечении установленного срока. Казначейские векселя - векселя, которые свободно продаются и покупаются на денежном рынке.

Основные понятия налоговой системы государства.

Налог, пошлина, сбор и другие ана­логичные платежи (далее - налоги) – это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в размерах, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству. Как следует из определения и многовекового налогового опыта, налог - это:

1) изъятие части дохода или собственности субъекта, безэквива­лентное относительно налогоплательщика, т. е. уплата налога не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны налоговых инстанций;

2) определенные по размерам и срокам внесения платежи;

3) юридически обоснованные для каждого вида налога и сбора размеры и порядок внесения;

4) общественное принуждение, т. е. применение в случае не­уплаты, неполной уплаты или нарушения сроков юридически обос­нованных экономических и административных санкций.

Налоговая система есть совокупность налогов, на законном основании взимаемых на территории страны; компетенция органов власти и управления в отношении налогов, включая распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной сис­темы; государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор и контроль за уплатой налогов.

Различаются источник и объект налогообложения.

Источником налоговых платежей , т.е. тем, из чего уплачивается налог, выступает общественный продукт (доход налогоплательщика). Теоретически налоги не должны затрагивать капиталов, иначе нормальное воспроизводство становится невозможным.

Объект налогообложения - это количественно измеримый экономический феномен, подлежащий налогообложению. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Нало­говая база – это часть объекта, на которую практически начисля­ются налоги. Налоговая база всегда меньше объекта налогообло­жения, так как существует необлагаемый налогом уровень заработной платы, дохода и других объектов, а также налоговые льготы.

Часть налоговой базы, изымаемая в виде налогов и измеряемая в процентах, называется налоговой став­кой или нормойналогообложения . Налоговые ставки устанавливаются и изменяются в законода­тельном порядке. Они бывают фиксированными (напри­мер, установленная норма обложения какого-либо товара НДС) и скользящими (изменяющимися в зависимости от величи­ны дохода). По ряду налогов определяют максимальные и мини­мальные нормы обложения. Максимальные ставки в экономичес­кой печати часто называют базовыми , т. е. ставками, по которым налогоплательщик должен осуществлять уплату без учета налого­вых льгот, освобождений от налогов, их отсрочки.

У каждого налога свои налоговые ставки, налоговая база. Они жизненно важны для хозяйственных субъектов. Синтетическим показателем степени тяжести налогов для компаний, лиц свободных профессий или ра­ботающих по найму является так называемое налоговое бремя , или доля всех уплачиваемых налогов в годовом доходе какой-либо группы субъектов.

Налоговое бремя компаний и частных лиц зависит не только от порядка и исчисления налоговой базы, налоговых ставок и мно­жественности налогов, но и от размеров доходов.

Наряду с показателями доли уплачиваемых налогов в годовом доходе групп налогоплательщиков рассчитывается нацио­нальное налоговое бремя , или налоговая на­грузка на ВВП и чистый социальный продукт . Эти показатели наряду с ролью государственного сектора в народном хозяйстве и уровнем развития общенационального экономического програм­мирования являются индикаторами интенсивности ГРЭ.

Современные развитые страны особое внимание уделяют систе­ме налогообложения, которая становится одним из главных инстру­ментов ГРЭ. В европейских странах наметились тенденции к все большей интеграции национальных хозяйств и, следовательно, к большей взаимосвязанности налоговых систем. Изживают себя мелкие налоги и остаются зарекомендовавшие себя налоги с об­ширной налоговой базой, простые для взимания (подоходный, НДС, на имущество, на прибыль корпораций).

В российском законодательстве также происходят изменения в сторону улучшения и упрощения системы налогообложения. Были отменены многие сборы и налоги (налог на превышение фонда оплаты труда, косвенный специальный налог, сбор за использова­ние наименования «Россия»). Большее внимание сейчас уделяет­ся местным налогам, целью которых является развитие инфраструк­туры городов, обеспечение социальных программ, укрепление экономики на местах.

В социально-экономической жизни страны у налогов следую­щие функции:

1) обеспечение финансирования государственных расходов - фискальная функция;

2) поддержание социального равновесия путем уменьшения не­равенства между реальными доходами отдельных социальных групп населения - социальная функция;

3) регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры заня­тости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-техни­ческого прогресса и других объектов - регулирующая функция

Бюджетная система РФ. Построение бюджетной системы. Составление проектов бюджета Заключение. Таким образом актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП. Для этого необходимо исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации рассмотреть принципы построения бюджетной системы источники...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение……………………………………………………………………...3

Бюджетная система РФ………………………………………………………4

Построение бюджетной системы……………………………………………8

Составление проектов бюджета……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………..18

Список литературы………………………………………………………….20

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП. Необходимо исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы. Для этого необходимо исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации, рассмотреть принципы построения бюджетной системы, источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней, исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы, рассмотреть процесс формирования бюджета РФ.

Бюджетная система РФ

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как социально-экономического явления.

Применительно к публичным финансам (государственным и муниципальным финансам) под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, показывает его роль в общественном воспроизводстве, создает понимание бюджета как источника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики.

Как финансовый план бюджет — это роспись государственных расходов и предполагаемых для их покрытия доходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Бюджет составляется на определенный период, обычно на один год. В некоторых странах бюджетный год совпадает с календарным годом. Во многих странах устанавливаются различные даты начала и окончания финансового года:

В России бюджетный год совпадает с календарным годом. Согласно Бюджетному кодексу РФ финансовый год завершается 31 декабря; счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. 1

Как экономическая категория бюджет представляет собой часть экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения общественных потребностей.

Бюджетные отношения, как и всякие другие финансовые отношения, характеризуются следующими важнейшими признаками (свойствами):

1) это экономические отношения;

2) они всегда носят денежный характер;

3) характер этих отношений всегда распределительный;

4) они связаны с образованием и использованием фондов денежных средств.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Центральное место бюджета в финансовой системе, также, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Так в доходах различных государств они составляют около 9/10.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

При помощи бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций.

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.

Сущность и значение бюджета наиболее полно проявляются в его функциях, важнейшими из которых являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.

Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами.

Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и ее бюджетном устройстве.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение:

« бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Построение бюджетной системы

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). 2

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

Единства бюджетной системы Российской Федерации;

Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

Самостоятельности бюджетов;

Полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных

Сбалансированности бюджета;

Эффективности и экономности использования бюджетных средств;

Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

Гласности;

Достоверности бюджета;

Адресности и целевого характера бюджетных средств.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Материальной основой доходов бюджета является национальный доход. В периоды чрезвычайных обстоятельств, когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Это означает реализацию отдельных видов государственной собственности, например, иностранных ценных бумаг, золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества, что в итоге приводит к сокращению материальных ценностей, принадлежащих государству; уменьшению золотовалютных резервов, капиталовложений за границей, а в отдельных случаях — и основного капитала.

Виды доходов бюджета:

  1. налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени);
  2. неналоговые;

а также доходы целевых бюджетных фондов.

Составление проектов бюджета

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социальноэкономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

Основные параметры будущих бюджетов определяются бюджетным посланием Президента РФ, которое направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В послании определяется бюджетная политика на очередной год.

Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

К сведениям, необходимым для составление проектов бюджетов, относятся сведения о:

  • действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;
  • нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней;
  • видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой;
  • нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
  • нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.

Составление бюджета основывается на:

  • Бюджетном послании Президента РФ;
  • прогнозе социальноэкономического развития соответствующей территории на очередной год;
  • основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной год;
  • прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной год;
  • плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной год.

Прогноз социальноэкономического развития территории разрабатывается на основе данных:

  • социальноэкономического развития территории за последний отчетный период;
  • прогноза социальноэкономического развития территории до конца базового года;
  • тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый год.

Перспективный финансовый план – это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социальноэкономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. План законодательно неутверждается.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых первый год – это год, на который составляется бюджет, следующие два года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Исходной базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

План составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.

Этот баланс составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.

В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели функционирования конкретного главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств, бюджетного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия.

Предоставление государственных или муниципальных услуг основывается на нормативах финансовых затрат на их оказание.

Федеральный орган исполнительной власти разрабатывает и утверждает эти нормативы на единицу услуг.

При составлении проекта бюджета выделение средств конкретному главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению определяется с учетом этих нормативов и задания на предоставление услуг.

Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг используются при расчете финансирования государственного заказа на предоставление государственных или муниципальных услуг, выполняемого государственными, муниципальными унитарными предприятиями или иными юридическими лицами.

Разработка проекта бюджета основывается также на плане развития государственного или муниципального сектора экономики, который включает:

  • перечень и сводный план финансовохозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий, а также государственных или муниципальных унитарных предприятий;
  • программу приватизации государственного или муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;
  • сведения о предельной штатной численности служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.

Порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансовохозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий определяется федеральным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

В план развития государственного сектора экономики федерального уровня включается в форме сводного плана по главным распорядителям бюджетных средств план предоставления государственных или муниципальных услуг бюджетными учреждениями.

Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом.

Перечень программ разрабатывается органом исполнительной власти в соответствии с прогнозом социальноэкономического развития и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

Составление проекта бюджета осуществляется на основе налогового законодательства, действующего на момент составления проекта.

В проекте закона о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета. В проекте должны содержаться также следующие показатели:

  • прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;
  • нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней.

В проекте закона о бюджете должны быть установлены:

  1. расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов;
  2. общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
  3. расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
  4. объемы финансовой помощи бюджетам других уровней, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указанную помощь;
  5. распределение ассигнований по главным распорядителям в соответствии с ведомственной структурой расходов соответству ющего бюджета.

В проекте закона о бюджете в составе расходов устанавливаются лимиты

предоставления налоговых кредитов на срок, превышающий пределы

очередного года. 3

Второй этап формирования федерального бюджета – распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям средств, а также разработка указанными органами предложений:

  • о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере;
  • об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование средств, не обеспеченное реальными источниками в очередном году;
  • о приостановлении действия указанных актов или об их поэтапном введении.

Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из бюджета, согласовывает объемы их финансирования.

Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.

Не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году, должны быть завершены разработка и согласование:

  • показателей проекта бюджета;
  • представляемых одновременно с ним документов и материалов;
  • законопроектов о минимальном размере оплаты труда;
  • законопроектов о минимальном размере государственных пенсий;
  • законопроектов о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном году;
  • составляемого в виде приложения к проекту закона о бюджете перечня законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.

С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития на очередной год и уточненные параметры прогноза на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов внебюджетных фондов на очередной год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном году и на среднесрочную перспективу, представленные Минфином РФ, Минэкономики РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Заключение

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.;

Центральное место бюджета в финансовой системе объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики, полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.

Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом РФ.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества.

Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет объединяет в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) и является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 26.12.2005 № 189 – ФЗ
  2. Приказ МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации».
  3. Бюджетная система Российской Федерации. Ларина Л.С. – М.: Изд-во Юриспруденция. 2006
  4. Финансы. Глущенко В.В., Чехунов В.Н.: Учеб. пособие. – Харьков: Изд-во Ун-та внутренних дел. – 2000
  5. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебник. // Под ред. А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: «Прогресс- Академия», 2004.
  6. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Под ред. Проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е издание. 2003
  7. Бюджетная система Российской Федерации. Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2005.
  8. Финансы, денежное обращение и кредит. Будасова С.А. – М.: Изд-во Феникс. 2000.
  9. Бюджетная система России: Учебник. Парыгина В.А., Тедеев А.А. – М. Изд-во Эксмо. 2004.
  10. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. для вузов/ Под ред. Янина О.Е. – М.: 2005.
  11. Экономическая теория: Учебник. Иохин В.Я. - М.: Юрист, 2000
  12. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: Изд-во Прогресс- Академия, 2004.
  13. www.cbr.ru – официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации.

1 Бюджетная система Российской Федерации. Александров И.М. Изд-во Дашков и К. – М.: 2006

2 инансы. Глущенко В.В., Чехунов В.Н.: Учеб. пособие. – Харьков: Изд-во Ун-та внутренних дел. – 2000

3 юджетная система России: Учебник. Парыгина В.А., Тедеев А.А. – М. Изд-во Эксмо. 2004.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

18731. Анализ доходов бюджетной системы РФ 570.34 KB
Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов не бюджета. Поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.
21193. История развития бюджета и бюджетной системы в России 430.77 KB
Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собой установленные законом взаимоотношения.
9831. Анализ расходов бюджетов бюджетной системы РФ на социальное обеспечение 221.41 KB
С помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности
8536. Построение системы Г-П договоров (Г-П обязательств) 86.76 KB
ГК при толковании договора приоритет имеет волеизъявление. Признаки: 1 опосредуемые экономические отношения 2 необходимые признаки договора конститутивные чтобы признать его типом ГП договора. Вопросы: 1 понятие договора кп 2 элементы договора кп 3 права и обязанности сторон 4 отдельные виды договора кп. Понятие договора куплипродажи Глава 30 в совокупности со спец.
5770. Сущность и структура налоговой задолженности по видам налогов и с боров и уровням бюджетной системы 26.42 KB
Сущность и структура налоговой задолженности по видам налогов и с боров и уровням бюджетной системы.8 Виды налоговой задолженности. Сущность и структура налоговой задолженности по видам налогов и сборов и уровням бюджетной системы В последнее время тема роста и снижения налоговой задолженности достаточно актуальна. В периодической печати в работах разных ученых раскрывается тема недопоступления налоговых платежей вносятся различные предложения по сокращению налоговой задолженности в таких направлениях как...
5653. Построение внутренней памяти процессорной системы 229.37 KB
Информация, циркулирующая в вычислительной системе, хранится в памяти. Основными критериями оценки запоминающего устройства являются показатели емкости, быстродействия и потребляемой мощности. Компьютерная память обеспечивает поддержку одной из наиважнейшей функций современного компьютера – способность длительного хранения информации.
11127. Построение проверяющего теста для логической модели непрерывной системы 317.36 KB
Процесс технической диагностики предусматривает наличие объекта диагностики, средств диагностики и человека-оператора. В процессе диагностики выполняются измерительные, контрольные и логические операции. Эти операции выполняются оператором с использованием средств диагностики с целью определения действительного состояния технического средства.
16259. Особенности антикризисных мер бюджетной политики ФРГ и Великобритании 20.64 KB
Создан Фонд рыночной стабилизации 500 млрд. Такого шага в экономике ФРГ ранее не принималось вся расходная часть бюджета–2008 равна 283 млрд. помощь домашним хозяйствам рост пособий на детей снижение взносов на пособия по безработице объемом в 20 млрд. Затем ноябрь 2008 в первый конъюнктурный пакет вошли программа поддержки предприятий - 173 млрд.
16276. Задачи бюджетной политики в посткризисный период 95.37 KB
Мировой финансовый кризис остро затронувший Россию в 2009 году привел к возникновению существенного дисбаланса доходов и расходов бюджетной системы выявив накопившиеся проблемы в сфере государственных финансов и государственном секторе экономике в целом. В данной работе на основе международных сопоставлений и анализа эффективности предпринимается попытка выявить основные направления в рамках государственного сектора где необходимо проводить серьезные структурные реформы и корректировать бюджетные расходы оценить потенциал повышения...
16136. Особенности бюджетной политики в период кризиса 14.99 KB
аудитор Счетной палаты РФ Москва Особенности бюджетной политики в период кризиса Характерной особенность нынешней бюджетной политики является то что она по сути находится на изломе своего вектора развития: от профицитного бюджета к дефицитному. В эти годы не многого удалось достичь для того чтобы уменьшить зависимость российской экономики от мировых цен на топливно-энергетические ресурсы. Что же касается зависимости российского реального сектора от банковских кредитов то здесь ситуация несколько иная чем в западных экономиках. Но...

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней. Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

  • - единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • - разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • - самостоятельности бюджетов;
  • - полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных
  • - сбалансированности бюджета;
  • - эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • - общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • - гласности;
  • - достоверности бюджета;
  • - адресности и целевого характера бюджетных средств.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Материальной основой доходов бюджета является национальный доход. В периоды чрезвычайных обстоятельств, когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Это означает реализацию отдельных видов государственной собственности, например, иностранных ценных бумаг, золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества, что в итоге приводит к сокращению материальных ценностей, принадлежащих государству; уменьшению золотовалютных резервов, капиталовложений за границей, а в отдельных случаях -- и основного капитала.

Виды доходов бюджета:

  • 1) налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени);
  • 2) неналоговые; а также доходы целевых бюджетных фондов.