Льготы малому бизнесу в году. Налоговые льготы для субъектов малого бизнеса

  • Дата: 27.11.2023

В Московской области продолжается работа по созданию благоприятных условий для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Благодаря привлекательному фону в прошлом году в области было открыто более 9 тысяч субъектов МСП. Власти региона рассчитывают, что и 2017 год станет «плодовитым» на новые предприятия – в текущем году планируется открыть 10 тысяч субъектов МСП.

Меры поддержки предпринимателей

Субъектами малого и среднего бизнеса считаются предприятия, численность работников которых не превышает 250 человек, для МП – от 16 до 100 человек, для СП – от 101 до 250 человек. Все они могут рассчитывать на государственную поддержку на федеральном, региональном и муниципальном уровне. При этом доступна она только для официально зарегистрированных субъектов, подать заявление на регистрацию ИП можно на областном сайте .

Федеральный уровень

  1. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.
  2. Субсидии на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов и на содержание рабочих мест.
  3. Субсидии на развитие инжиниринга.
  4. Субсидии на осуществление сезонных закупок сырья и материалов для организаций легкой и текстильной промышленности.
  5. Субсидии в виде имущественного взноса РФ в ГК «Ростех» на проекты по созданию серийных производств станкоинструментальной продукции в рамках подпрограммы «Станкоинструментальная промышленность» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (http://base.garant.ru).

Также малый бизнес России на три года защищен от плановых проверок – с 1 января 2016 года в стране введен на такие мероприятия. В кабинете министров Совета Федерации считают, что мораторий будет способствовать формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России.

Региональный уровень

Надежда Осодоева

Нажмите для увеличения

Несмотря на то что 2016 близок к завершению, известны еще не все изменения налогового законодательства, которые вступят в силу с 1 января. Некоторые законопроекты могут быть рассмотрены уже в ближайшее время.

На данный момент известно, что изменения могут коснуться:

  1. Самозанятых граждан.

В сентябре президент выступил с инициативой снижения налоговой нагрузки на самозанятых граждан. Однако, точно сказать, что это значит, нельзя. Первоначальная инициатива полностью освободить их от налогов и соцвзносов выглядит несколько сомнительно на фоне обсуждения возможного введения налога на тунеядство. Также не ясно, попадут ли в эту категорию ИП.

  1. Взносов в ПФР.

В 2017 году взносы в социальные фонды (ПФР, ФФОМС, ФСС) будут находиться под контролем ФНС.

Пока что нельзя сказать насколько серьезными будут изменения механизма оплаты, ужесточится ли контроль, и как это затронет индивидуальных предпринимателей. Прогнозировать можно лишь наличие небольшой неразберихи с оплатой в январе следующего года. Также можно уверенно предсказать рост нагрузки на сотрудников налоговой службы, что может негативно сказаться на скорости их работы.

Разумеется, если ИП ведет свой бухгалтерский учет в платных лицензионных программах, то он оперативно узнает обо всех изменениях, а вот извещение от государственных органов может и не прийти или прийти с опозданием. Чтобы избежать неприятных последствий внесения изменений в законодательство, оптимально было бы ввести определенный льготный период, в течение которого никаких санкций за просрочку платежей не будет. Частично это сделано благодаря переносу крайнего срока сдачи отчетности на 30 число следующего за отчетным периодом месяца.

  1. Возможно, изменятся схемы расчета взносов в ПФР и ФФОМС

Эти изменения никак не связаны с переводом платежей в ФНС, они были анонсированы уже давно. До 2020 года планируется поэтапно повышать взносы для самого предпринимателя, но пока неизвестно ограничится ли это лишь ростом в связи с повышением МРОТ или изменится схема расчета.

В 2016 году ИП должен платить следующие персональные обязательные взносы:

  1. В ПФР: 6204 (МРОТ) *26% (ставка пенсионных отчислений) *12 месяцев= 19356,48 руб.
  2. В ФФОМС: 6204 (МРОТ) *5,1% (ставка страхового взноса) *12 месяцев=3796,85 руб.

Итоговая сумма взносов составляет: 23153,33 руб.

  1. Дополнительно предпринимателю требуется заплатить 1% от суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб. в год, но не более 154852 руб.

Министерство финансов уже подготовило законопроект, содержащий следующие изменения:

  • Вводит вместо фиксированного сбора в 1% с дохода выше 300 тыс. руб. возрастающий коэффициент, который в 2017 году станет равен 1.2, потом - 1.4, а в 2021 - 2.
  • Повышает размер взноса в ФФОМС, его ставка будет зависеть от расходов региональных бюджетов на безработных лиц.

Еще одним изменением будет рост платежей в социальные фонды, правда, оно связано не с изменениями законодательства, а с ростом МРОТ. В 2017 взнос в ПФР составит 7500*26*12 = 23400, а в ФФОМС = 7500*5.1%*12 = 4590 рублей. Общая сумма выплат = 27990 руб.

Излишне пугаться изменений все же не стоит, поскольку они еще не утверждены, а являются только законопроектом. Если обещания не повышать нагрузку на малый бизнес будут сдержаны, то никаких изменений может и вовсе не быть, либо же они будут смягчены.

  1. Изменение ограничений УСН

С первого дня 2017 года ИП, которые укладываются в следующие лимиты, разрешается использовать УСН:

  • годовой доход не превышает 120 млн руб., причем, этот уровень сохранится до 2020, тогда ка раньше он ежегодно умножался на дефлятор;
  • численность сотрудников предприятия не превышает 100 человек;
  • общая стоимость имущества предпринимателя не выше 150 млн руб.

Благодаря этим изменениям количество предпринимателей, использующих УСН, существенно возрастет.

Здесь главной новостью является продление срока действия этой системы налогообложения до 2021 года, тогда как раньше его хотели ограничить началом 2018. Также незначительно изменится форма декларации, и появится возможность сделать вычет страховых взносов независимо от числа сотрудников.

  1. Кассы

Этот закон уже принят, поэтому отнестись к нему следует максимально серьезно. Итак, с 1 февраля все регистрируемые ККМ должны соответствовать новому образцу, для уже существующих касс переход на новый стандарт должен осуществиться до 1 июля 2017 года. Для ИП, использующих ПСН или ЕНВД, тоже потребуется применять ККМ, но срок их введения установлен на 1 июля 2018 года.

  1. Бланки строгой отчетности

Фактически, в 2017 изменений в этой категории не будет, но поскольку с 1 июля 2018 их полностью требуется перевести в электронный вид, то готовиться к этому следует уже сейчас.

Налоговый учет, обложение для малого бизнеса разрешено вести по упрощенным налоговым схемам и правилам. Но для того, чтобы платить меньше (и меньше, соответственно, отчитываться), надо предварительно, во время регистрации налогового учета в ИФНС, выбрать именно упрощенные методики. Подавать заявления на использование наиболее выгодной, перспективной методики, системы налогообложения.

Налоговый Кодекс позволяет применить различные режимы расчета и взимания налогов с малого предпринимательства:

  1. Упрощенная налоговая система (УСН).
  2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
  3. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
  4. Патентная налоговая система (ПНС).

Выбор не всегда целиком и полностью зависит от желания потенциального плательщика. Использование конкретных видов упрощенных режимов ограничено требованием к отрасли, субъекту, типу деятельности или общей величине выручки, полученной плательщиком.

Выгода от использования режимов:

  • отменяют налог на имущество (кроме имущества физлиц);
  • нивелируют необходимость учитывать и уплачивать НДС;
  • предприниматель (ИП) освобожден от платежа НДФЛ (только того дохода, который связан с его предпринимательской деятельностью.

УСН (Упрощённая система налогообложения)

Возможна к применению широким кругом лиц, как физических (ИП), так и юрлиц (ООО), работающих в сфере малого бизнеса. Существуют два вида объектов тспользования по УСН, и бизнесмены обязаны определиться в ИФНС, какой конкретно они желают использовать:

  1. По доходам минус расходам. Ставка по нему -15% от разности доходов (выручки), полученной от ведения бизнеса и расходов (затрат) по нему. Подойдет для компаний, частников, у которых отражаются фиксированные затраты, которые можно вычесть для уменьшения облагаемой базы. Например, для торговли (вычитается сумма приобретенных у поставщиков продуктов), монтажа (вычитается стоимость оборудования, закупка комплектующих), производственных работ (амортизация, материалы, электроэнергия, иные производственные расходы). Осуществлять платежи по УСН нужно ежеквартально, до 20 числа следующего за окончанием квартала месяца.
  2. По доходам. Ставка - 6% от суммы заработанной от бизнеса выручки. Подойдет для тех видов, по котором сложно учесть расходы. Например, сфера оказания разнообразных услуг: по ведению бухгалтерского учета, юридических, информационных заказов. Этот налоговый учет предельно упрощен в ведении, отчеты и платежи по нему перечисляются и предоставляются ежеквартально, в те же сроки, что и плата УСН (предыдущий метод - разность доходов и расходов).

ЕНВД (Единый налог на вмененный доход)

Объект обложения в рамках этой методики признан вмененный доход. То есть, некая определенная посредством статистических вычислений сумма, определяющая фиксированную к получению выручку в той или иной отрасли, по регионам. База определяется посредством умножения этой фиксированной величины на ставку налога (15%) и уточняющие, корректирующие коэффициенты. Они устанавливаются в зависимости от:

  • местонахождения точки;
  • запланированного и фактического уровня инфляции;
  • иных, влияющих на бизнес факторов.

ЕНВД зачисляется в бюджет поквартально, до 25 числа каждого месяца, следующего за окончанием отчетного квартала, то есть, до 25 апреля, июля, октября и января.

На ЕНВД выгодно перейти динамично развивающимся компаниям, выручка которых равна или выше среднего областной по конкретному виду бизнеса. Практика показывает, что лица, изначально использовавшие УСН, по мере развития переводят обложение на ЕНВД. Это позволит существенно сэкономить на услугах бухгалтера.

ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог)

Льготный режим, введенный для стимулирования развития сельскохозяйственных производителей. ЕСХН предусматривает наименьшую нагрузку, платеж по нему составляет всего 6% от разницы доходов и расходов предпринимателей.
Но он фиксирует и четкие условия работы в системе: применить такой режим разрешено лишь тем, чьи доходы от изготовления и продажи сельхозпродукции больше 70% от общего оборота. Нарушение такого требования грозит переводом фирмы на общий режим обложение и пересчетом всех налогов за период, когда выявлено нарушение, штрафами и иными санкциями.

ЕСХН по закону необходимо начислить и заплатить дважды в год - авансовый платеж за полугодие - до 25 июля текущего года, полный расчет произвести за год, до 31 марта следующего года.

ПНС (Патентная система налогообложения)

Патенты вводятся не для всех видов деятельности, а лишь для тех категорий, которые в субъекте Федерации считаются приоритетными. Список утверждается и публикуется в региональных официальных источниках, в него регулярно вносятся изменения.
Этот тип обложения позволяет минимизировать расходы на осуществление учета, как налогового, так и бухучета, поскольку не требует предоставления налоговой деклараций и отчетов. Разрешен к использованию лишь физическими лицами (индивидуальными предпринимателями). Сумма перечисления снижена по сравнению с иными видами, это стало мерой для стимулирования нужных региону отраслей, позволяющей развивать частную деятельность и бизнес в государстве.
Плата за патент направляется в бюджет дважды в год. Первая часть - одна треть от суммы - в течение первого квартала года или 90 дней с даты перехода на патент (если компания образована и приняла ПНС не с 1 января). Вторая - две трети, до конца налогового периода. Квитанцию на перечисление можно взять непосредственно в местном ИФНС.

Применение ПНС строго ограничено по величине выручки (до 60 миллионов рублей в год) и численности сотрудников (до 15 человек).

Кроме этих платежей, введены и применяются иные, приравненные к налогам, обязательные платежи для малого бизнеса.

  1. Торговый сбор (ТС). Он существует не во всех регионах, с 01.07.2015 введен в городе Москва, но планируется постепенное расширение списка субъектов Федерации, где будет взиматься ТС. Данный платеж зависит от территориального местонахождения торговой точки. Рассчитывается и перечисляется поквартально. Например, для центральных округов - 60 000 рублей в квартал, для Южного - 30 000 рублей и т. п. Хотя теоретически ТС увеличивает налоговые нагрузки на средний и малый бизнес, фактически этого можно избежать. Допускается вычесть ТС из суммы налога по принятому налогоплательщиком режиму налогообложения. Например, из величины УСН. Но для того, чтобы реализовать это право, надо уплатить ТС до последнего числа месяца текущего квартала. Общие сроки уплаты - до 25 числа месяца, следующего за истекшим периодом.
  2. Страховые взносы в Пенсионный фонд . ИП платит их в заранее известной, зафиксированной сумме, порядка 20 000 рублей в год, учредители ООО - со своих сотрудников, и со своих зарплат, если они приняты в качестве генерального директора или на иные руководящие посты. Эти суммы также разрешается вычитать из стандартных налогов, снижая, таким образом, сумму к уплате. Но для этого взносы следует произвести до окончания текущего периода.

Несвоевременное перечисление в бюджет влечет санкции. Они чаще всего принимают форму штрафов. Неполная или неуплата - 20% от величины налога, непосредственно сам неуплаченный налог, за просрочку - 1\300 от банковской ставки рефинансирования за каждый день. С 1 января 2016 года она равна 11% годовых. Также берутся штрафы за не предоставление (несвоевременно поданные декларации) в сумме тысячи рублей. Если нарушения выявлены не самим лицом, а налоговыми органами в ходе проверок (выездных или камеральных), помимо штрафов начисляются неустойки, пени и иные санкции.

При налогообложении, они могут рассчитывать на господдержку в некоторых сферах деятельности. В прошлом году изменились требования, которые организации и ИП должны соблюдать как предприятия малого и среднего бизнеса. Критерии 2017 года, определяющие, относится ли субъект к малому предпринимательству, содержатся в обновленных положениях закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 04.04.2016 № 256 о лимитах дохода. В нашей статье мы рассмотрим эти критерии и порядок их применения.

Закон 209-ФЗ: критерии отнесения к малым предприятиям

ИП, организации, КФХ, производственные и потребкооперативы могут быть отнесены к малым и средним предприятиям, если они соответствуют определенным условиям и лимитам, установленным законом № 209-ФЗ, а их доход не превышает пределов, установленных постановлением Правительства РФ № 265. Применяемая ими система налогообложения никак не влияет на данный статус.

Главные критерии малого предприятия, это:

  • доля участия иных организаций в капитале (не применяется к ИП),
  • прошлогодняя среднесписочная численность работников (не применяется к ИП без работников),
  • размер дохода за прошлый год.

Первый критерий отнесения предприятия к малому бизнесу – лимит доли участия - не распространяется на следующие предприятия:

  • АО, чьи акции относятся к акциям инновационного сектора экономики,
  • организации, применяющие на практике результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат их учредителям – бюджетным, образовательным и научным учреждениям,
  • предприятия – участники проекта «Сколково»,
  • организации, учредители которых предоставляют господдержку инновационной деятельности.

Такие критерии отнесения к малым предприятиям, как численность работников и доход с 01.08.2016г. определяются по-новому:

  • вместо средней численности работников теперь нужно брать во внимание среднесписочную численность, в которую не входят внешние совместители и работники по договорам ГПХ;
  • выручка как самостоятельный критерий отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства больше не применяется – теперь нужно учитывать общую сумму дохода предприятия: выручку, внереализационные доходы, стоимость безвозмездно полученного имущества, дивиденды и другие доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ. Показатель дохода берется из налоговой декларации.

Критерии малого предприятия 2017 (таблица)

Критерий

Максимальный предел значений

Микропредприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие

Суммарная доля участия в уставном капитале ООО:

РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов;

Иностранных юрлиц, юрлиц, не являющихся малыми и средними предприятиями (пп. «а» п.1 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ)

Среднесписочная численность работников ИП и организаций за прошедший год (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ)

до 100 чел.

Доход ИП и организаций, полученный за прошедший год (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265)

120 млн руб.

800 млн руб.

2 млрд руб.

Какие критерии малых предприятий в 2017 году применяет ФНС

Налоговая служба в 2016 г. создала единый реестр предприятий малого бизнеса, ознакомиться с которым можно на сайте ФНС. Он формируется на основании данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП, деклараций, отчете о среднесписочной численности и других показателей. Налоговики разъяснили, как будет формироваться реестр с учетом новых критериев отнесения предприятий к малому бизнесу в своем письме от 18.08.2016 № 14-2-04/0870.

Категория субъекта малого бизнеса может измениться, если в течение 3-х лет подряд предельные значения критериев дохода и численности работников будут выше или ниже установленных. Это значит, что статус субъекта малого предпринимательства сохранится, даже если для средних, малых предприятий и микропредприятий критерии будут превышены в течение года или двух лет.

В 2016 г. малыми предприятиями признавались ИП и организации, чья выручка и численность сотрудников не превышали лимитов в течение 2013-2015 г.г. Новые критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий в 2017 г. ФНС учитывает при включении в реестр вновь созданных ИП и организаций, а первые изменения статусов нынешних малых предприятий произойдут только в 2019 г.

Подтверждать свой статус малые предприятия, если они включены в единый реестр, не должны.

АО – малое предприятие (критерии отнесения)

К сектору малого бизнеса может быть отнесено и акционерное общество, если оно соответствует требованиям ст. 4 закона № 209-ФЗ. Для АО критерий, определяющий принадлежность к малому предприятию – это доход, а также численность работников, соответствующие тем же лимитам, что и для остальных организаций (п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

Обязательный аудит: критерии 2017 для малого предприятия

Должны ли малые предприятия проходить обязательный аудит? Согласно закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ обязательному аудиту, в частности, подлежат (ст. 5 закона № 307-ФЗ):

  • все акционерные общества,
  • организации, чья выручка без НДС за предшествующий отчетному год превысила 400 млн руб., либо сумма активов по балансу на 31 декабря предыдущего года превысила 60 млн руб.

Малые предприятия, критерии в 2017 г. которых соответствуют перечисленным, проходить аудит обязаны.

Преимущества малых и средних предприятий

Критерии 2017 г., при их соблюдении, позволяют оставаться субъектом малого предпринимательства неограниченное время. Этот статус дает ИП и организациям, в частности, следующие преимущества:

  • применение пониженных налоговых ставок при использовании спецрежимов, если это предусмотрено региональным законом,
  • ведение упрощенного бухучета, применение кассового метода, представление упрощенных форм баланса и отчета о финрезультатах в ИФНС (кроме малых предприятий, подлежащих обязательному аудиту),
  • до 31.12.2018 г. малому бизнесу не грозят плановые проверки надзорных органов: пожарных инспекций, лицензионного контроля и прочих (ст. 26.1 закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ),
  • получение государственных субсидий, участие в госпроектах поддержки малого бизнеса.

Льготы для малого бизнеса - это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

  • Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
  • Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
  • Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
  • Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

  • Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
  • Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
  • Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
  • Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
  • Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2019 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в прошлом году в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий - с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия - с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней - не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников - с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2019 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. - лимит годовой выручки в 2019 году - не более 150 млн. руб., численность работников - не более 100 человек.
  2. - лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
  3. - на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников - всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте - 60 млн рублей.
  4. - лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД - это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале за работников и ИП за себя.

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН - с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, - это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум - двух лет) после регистрации работать в рамках , то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2019 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Административные льготы для малого бизнеса в 2019 году

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, - это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2019 году:

  1. ИП без работников, которые оказывают услуги, выполняют работы или продают изделия собственного изготовления, могут до 1 июля 2021 года.
  2. Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
  3. Малые организации и ИП имеют право вести в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
  4. Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
  5. Надзорные каникулы для малого бизнеса (запрет на проведение плановых неналоговых проверок) продлены до конца 2020 года. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС по-прежнему могут проводиться в любое время.
  6. Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
  7. При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения , что значительно повышает шансы заемщика.
  8. Для участия представителей малого бизнеса в предусмотрена специальная льгота - госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.

Финансовые льготы для малого бизнеса в 2019 году

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Базу базу субсидий по субъектам РФ можно найти на официальном портале малого и среднего предпринимательства.