Три фундаментальных вопроса экономики и способы их решения. Экономическая система Главные вопросы экономики решаются

  • Дата: 07.12.2023

Основная проблема экономики может быть представлена и как проблема выбора. Действительно, если каждый используемый для удовлетворения разнообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства, то есть проблема выбора. Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.

Три основных вопроса экономики:

    Что? проблема целеобразования . – Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?

    Как? проблема производства. – При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг?

    Для кого? проблема распределения. – Кто будет покупать выбранные товары и оплачивать, извлекая из них пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

Четвертый вопрос, который также неизбежно встает перед каждым обществом – вопрос: Каким образом? Каким образом избавиться от отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности, каким образом, не снижая уровня потребления, сохранить экологический баланс в природе. Это проблема утилизации.

5. Производственные возможности в экономической системе и проблема выбора.

Производственные возможности экономической системы лимитированы редкостью применяемых ресурсов. Причем, ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением невосполнимых природных ресурсов, но и тем, что потребление постоянно дает импульс развитию производства, то есть, создаются новые товары и услуги, меняются их качественные характеристики, что вызывает возрастание потребностей в потребительских и инвестиционных товарах. И каждый раз общество вынуждено решать, какие из этих благ производить при наличных ресурсах и в каком масштабе.

Проблема выбора в любой экономической системе (будь то семья, фирма, государство) может быть проиллюстрирована с помощью экономической модели «Граница производственных возможностей» . А также, эта модель позволяет наглядно продемонстрировать такие фундаментальные экономические понятия как, ограниченность ресурсов, альтернативные затраты.

Для построения модели, по оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (Х), по оси ординат – количество средств производства (Y) (см. рис.).

Средства производства (Y)

Предметы потребления (Х)

О Х В Х С

Кривая АВСD, называемая границей производственных возможностей , характеризует максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка этой кривой представляет определенную комбинацию товаров этих двух видов (например, точка В представляет комбинацию Х В единиц предметов потребления и Y В единиц средств производства.

График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что экономика, полностью использующая производственные ресурсы, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономики на границе своих производственных возможностей свидетельствует об ее эффективности.

Исходя из этого, выбор сочетания, соответствующего точке F, расценивается как неудачный для данного общества, поскольку он не позволяет ему эффективно использовать производственные ресурсы. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием неиспользуемых ресурсов (например, с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями, в том числе рабочего времени). Производство же на основе выбора точки Е вообще неосуществимо, так как, эта точка лежит за границей производственных возможностей данной экономической системы.

Сравним точки В и С. выбрав точку В, мы предпочтем производство меньшего количества предметов потребления (Х В) и большего количества средств производства (Y В), чем выбрав точку С (Х С, Y С). Точнее, при переходе из точки В к точке С мы получим дополнительно Δ Х = ОХ С – ОХ В единиц предметов потребления, пожертвовав для этого ΔY=ОY В – ОY С единиц средств производства. Количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу, называется альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.

Кривая АВСD выпукла. Это связано с тем, что один ресурс могут использовать более производительно при производстве предметов потребления, другие – средств производства.

Если новая техника, новые технологические процессы будут внедряться одновременно и равномерно во всех отраслях, то граница производственных возможностей АD сдвинется в положение пунктирной линии А 1 D 1 , возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно в равной степени (см. рис.).

Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, увеличение области производственных возможностей будет скошено вправо (см. рис.).

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний. Отражением этого положения является постановка трех основных вопросов экономики.

1. Что производить , т.е. какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве в данное время;

2. Как производить , т.е. при какой комбинации ресурсов, и с использованием какой технологии будут произведены товары;

3. Для кого производить , т.е. кто будет оплачивать данные товары и услуги, кто будет извлекать из них полезные свойства, и как будет распределяться доход общества.

При решении вопроса «что производить?» воспользуемся кривой производственных возможностей.

Кривая производственных возможностей (кривая трансформации ) - это графическое изображение различных комбинаций производства благ при максимальном использовании имеющихся ресурсов и существующем уровне технологии.

Рассмотрим пример:

Изобразив данные на графике, получим кривую производственных возможностей (рис. 1).

Рис. 1. Кривая производственных возможностей

На графике изображена кривая производственных возможностей, каждая точка которой показывает количество товара X , производимого при полном использовании всех имеющихся ресурсов, взамен товара Y . Точки А, Е и F представляют производственные возможности общества в производстве товаров X и Y . Точка B показывает, что производство организовано неэффективно и есть неиспользованные ресурсы, например рабочая сила. Точки C и D показывают уровень производства, недостижимый при данной технологии. Такая «сверхэффективность» в условиях ограниченных ресурсов возможна лишь при усовершенствовании технологии.

Данный пример иллюстрирует концепцию альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же времени или тех же ресурсов.

Альтернативная стоимость равнозначна следующим понятиям: цена замены, альтернативные издержки, вмененные затраты, издержки упущенных возможностей, упущенная выгода, стоимость наиболее предпочтительного варианта.

Альтернативные издержки продукта Х рассчитываются по формуле:

АИ Х = ,

где - сокращение выпуска продукта У , а - увеличение выпуска продукта Х .


Если У(Х) - уравнение границы производственных возможностей, то альтернативные издержки продукта Х равны модулю значения производной этой функции. Аналогично определяют альтернативные издержки продукта У .

Форма кривой производственных возможностей связана с влиянием экономического закона повышающихся вмененных издержек при увеличении производства какого-либо товара или услуги.

Закон повышающихся вмененных издержек гласит: по мере того как экономика производит все больше данной продукции, альтернативные затраты производимой дополнительной единицы, выраженные в возможностях производства другой продукции, растут.

Решение вопроса «как производить?» связано с выбором определенной технологии и необходимых ресурсов. Процесс производства рассматривается как преобразование ресурсов в продукты. Технологическая зависимость между структурой затрат ресурсов и максимально возможным выпуском продукции выражается с помощью производственной функции.

Производственная функция - зависимость между заданным объемом производства и затратами факторов производства.

В зависимости от цен на ресурсы и используемых технологий производители выбирают различные комбинации ресурсов. Поиск наиболее дешевого пути создания продукта составляет важную часть их деятельности. Эта проблема стоит и перед всей экономикой, так как от ее решения во многом зависит эффективность народного хозяйства.

Ключевым соображением при принятии решения о том, как производить, является эффективность распределения ресурсов или эффективность Парето.

Эффективность Парето - это такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую. Когда эффективность достигнута, то большее количество товара может быть произведено ценой потери возможности производить что-то еще, если факторы производства и знания неизменны. Однако эффективность производства можно увеличить при улучшении общественного разделения труда. Его важными характеристиками являются специализации и кооперация, позволяющие учитывать сравнительные преимущества в производстве товара.

Сравнительное преимущество - это способность производить товар или услугу по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Третий ключевой вопрос экономики - это распределение произведенного продукта между членами общества. Он может рассматриваться как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

Эффективность в распределении - ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующего количества благ удовлетворить желание одного человека более полно, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека.

Справедливость в распределении трактуется по-разному.

Выделим три концепции:

1. Уравнительное распределение;

2. Распределение на основе принципа «по труду»;

3. Распределение в зависимости от вклада в производство экономических ресурсов (например, пропорционально вложенному в дело труду и капиталу).

Вопросы что, как и для кого производить являются основными и общими для всех типов хозяйств, но разные экономические системы решают их по-своему.

1. Прочитай текст и выполни задания.

Телеграф, как известно, появился задолго до телефона и быстро стал популярным средством передачи информации. Но мало кто знает, что в XIX в. была попытка сделать бизнес на торговле телеграфными аппаратами, продвигая их на рынок как устройства для личного бытового использования. Подобный бизнес не состоялся, поскольку каждому покупателю аппарата приходилось изучать азбуку Морзе и приобретать навыки общения на этом «нечеловеческом языке». Инженер А. Белл, увидев, что общество нуждается в средствах коммуникации, вскоре изобрёл телефон, обеспечив простой и естественный для людей способ общения. С использованием телефона коммуникационный бизнес стал быстро расширяться.

(По материалам «Энциклопедии для школьников»)

Как в этой конкретной ситуации решались основные вопросы экономики:

1) Что и в каком количестве производить?

В большом количестве, то что нужно народу и удобно.

2) Как производить?

Экономично, с выгодой для себя и покупателей.

3) Для кого производить?

Для людей.


2. Объясни значение понятий.

Экономическая эффективность - это соотношение между полученными результатами производителя и затратами труда.

Экономическая система- совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики.


3. Назови несколько способов повышения эффективности производства.

Оптимизация технологии повышение уровня персонала и др.


4. Заполни таблицу используя текст учебника.


5. Проанализируй ситуации и определи тип экономической системы.

1) В стране W основным богатством считается земля, которая находится в собственности общины. Процесс производства осуществляется в соответствии с обычаями предков. Всё необходимое для жизни семьи производят в своих собственных хозяйствах. Товарно-денежные отношения не развиты.

Традиционная экономика.

2) В стране N все природные и экономические ресурсы находятся в собственности государства. Вопросы планирования и ценообразования решаются централизованно.

Командная экономика.


6. Сравни рыночную и командную экономику. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт их сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия рыночной экономики от командной.

1) господство государственной формы собственности
2) разрешение проблемы ограниченности ресурсов
3) производство товаров и услуг
4) конкуренция товаропроизводителей


7. В разделе «Говорят мудрые» приведено высказывание американского экономиста В. Леонтьева (см. с. 160 учебника). Проанализируй слова автора.

1) Как ты понимаешь смысл этого высказывания?

Человек по своей инициативе делает и сам решает куда его занесет. Частная инициатива определяющая.

2) Запиши два-три обществоведческих термина, с помощью которых можно объяснить смысл этого высказывания.

Самостоятельный выбор, спрос, предложение.

3) Приведи несколько примеров, иллюстрирующих это высказывание.

Человек открыл магазин и сам им управляет.

1. Главные вопросы экономики

Каждое общество, сталкиваясь с проблемой ограниченности доступных ресурсов при безграничном росте потребностей, делает свой выбор и по- своему отвечает на три основных вопроса экономики.

Что производить? Как определить приоритеты в удовлетворении потребностей, какие товары и в каком количестве следует производить?

Как производить? Как наиболее эффективно использовать дос­тупные ресурсы, какие именно ресурсы привлечь, как организовать произ­водство?

Для кого производить? Как распределить произведённые товары, кто и на основе каких принципов их получит?

В зависимости от того, как общество отвечает на главные вопросы эко­номики, складываются определённые типы экономических систем: тради­ционная, рыночная, централизованная.

Экономическая система - это способ организации совместной деятель­ности людей в обществе. Понятие экономической системы включает такие механизмы принятия решений, как законодательная система, формы собст­венности, нормы морали, привычки, обычаи, принятые в данном обществе.

2. Типы экономических систем

В условиях традиционной экономической системы три основных во­проса экономики (что производить? как производить? для кого произво­дить?) решаются в соответствии со сложившимися традициями. Примера­ми соблюдаемых традиций в экономике являются: привычные методы зем­леделия, нормы потребления определённых продуктов, религиозные запреты на производство и потребление конкретных товаров и др. Отноше­ния купли-продажи слабо развиты, преобладает сельское хозяйство.

Большая часть истории развития человечества проходила в рамках традиционной экономической системы.

О Вспомните из курса всеобщей истории, каким формам общественного

развития соответствует традиционная экономическая система.

Главным стимулом экономической деятельности в условиях традицион­ной системы является стремление выжить. Достоинствами этой системы яв­ляются предсказуемость и стабильность. К серьёзным недостаткам можно отнести низкий уровень жизни, отсутствие прогресса, экономического роста.

Централизованная система, которую ещё называют плановой, админи­стративной, командной, характеризуется тем, что государственная собст­венность является основной формой собственности. Три основных вопроса решаются центральными государственными органами. Эти решения отра­жаются в государственных планах и имеют форму директив (приказов), ко­торые обязательны для исполнения всеми предприятиями. Централизован­ное регулирование осуществляется не только в сфере производства това­ров, но и в сфере их распределения. Такая экономическая система была реализована в Советском Союзе и, отчасти, в странах социалистического содружества. Централизованное решение главных вопросов экономики в СССР позволило добиться успехов в естественнонаучной сфере, освоении космоса, обеспечить обороноспособность страны, создать мощные системы социальной защиты и т. д.

Однако командно-административная экономическая система СССР оказалась неспособной обеспечить развитие личной инициативы. Одним из принципов командной экономики является принцип уравнительного рас­пределения. Если предприятию удавалось получить большую прибыль, то почти вся она изымалась и переходила в бюджет государства.

Работники получали почти одинаковую заработную плату, поощрение за высококва­лифицированный, творческий труд было незначительно и имело не столь­ко материальную, сколько моральную основу. Всё это порождало незаинте­ресованность предприятия в улучшении технологии производства, росте производительности, отсутствие личной заинтересованности людей в ре­зультатах своего труда. Постепенно стало наращиваться отставание СССР по важнейшим социально-экономическим показателям от ведущих держав мирового сообщества. Подавление экономической самостоятельности хо­зяйствующих субъектов привело к ухудшению качества экономического роста, его замедлению. Возникла необходимость радикального реформиро­вания экономической системы.

Рыночная система. В рыночной системе роль правительства ограниче­на. Основными субъектами рыночных отношений являются экономически независимые участники хозяйственной деятельности: граждане и фирмы. Их взаимодействие происходит на рынке. Рынок - это любая форма кон­тактов продавцов и покупателей, на основе которых совершаются сделки купли-продажи. Существует множество видов рынков, их классифициру­ют по экономическому назначению объектов, по географическому положе­нию, по отраслям.


Рынки находятся в постоянном взаимодействии, образуя единую слож­ную систему.

Основой рыночного механизма является индивидуальная свобода в принятии и реализации экономических решений. Свободой выбора в усло­виях рыночной экономики пользуются предприниматели, собственники ре­сурсов и потребители.

Предприятия имеют право приобретать факторы производства по своему усмотрению, производить те товары и услуги, которые считают нужными, выбирать способ их производства; при этом решения принима­ются за свой счёт, на свой риск.

Собственники ресурсов могут использовать ресурсы по своему ус­мотрению. Это касается и собственников трудовых ресурсов, они могут за­няться любым видом труда, на который способны.

Потребители могут покупать те товары и услуги, которые хотят, в пределах своих доходов. В рыночной экономике потребитель занимает особое положение, именно он решает, что должна производить экономика; если потребитель не пожелает купить товары и услуги, то фирмы разо­рятся.

Основная форма собственности на факторы производства - частная. Частная собственность закрепляет за человеком права владения, пользова­ния и распоряжения экономическими благами или ресурсами.

Вспомните из курса обществознания, что такое собственность.

Главные вопросы экономики в условиях конкуренции решаются на ос­нове системы свободных цен под влиянием рыночной информации.

Вопрос «что производить?» решается фирмами с учётом покупа­тельского спроса.

Вопрос «как производить?» решается фирмами с учётом мотива прибыльности, т. е. фирмы выбирают наиболее эффективный способ произ­водства.

Вопрос «для кого производить?» решается в соответствии с платё­жеспособностью покупателей.

Главным стимулом деятельности предприятий в условиях рыночной системы является прибыль. Преимуществами рыночной экономики явля­ются более эффективное использование ресурсов, мобильность системы, её возможность приспосабливаться к изменениям, внедрение новых техноло­гий. Но рыночная система имеет ряд недостатков, так называемых «прова­лов» рынка, которые мы рассмотрим ниже.



Все типы экономических систем можно представить в виде схемы.

В реальной жизни все страны имеют смешанную экономическую си­стему, которая соединяет в себе признаки других систем: традиционной, централизованной и рыночной. В зависимости от их преобладания выде­ляют смешанную экономику традиционного, централизованного или ры­ночного типа.

3. Смешанная экономическая система

В условиях рыночной экономики возникают проблемы, которые рыноч­ная система не в состоянии решить. Такими случаями несостоятельности рынка являются: инфляция, безработица, возникновение монополий, цик­личность развития экономики, неравномерность распределения доходов граждан.


В рыночной системе возникает также необходимость производства об­щественных благ. Общественные блага - экономические блага, использо­вание которых одними членами общества не исключает возможности одно­временного их использования другими членами общества. К ним относят­ся, например, национальная оборона, пожарная охрана, ликвидация последствий чрезвычайных событий (землетрясений, наводнений), госу­дарственное теле- и радиовещание и пр. От частных благ, имеющих част­ного продавца и частного покупателя, общественные блага отличаются та­кими свойствами, как неконкурентность, неисключаемость и бесприбыль­ность. Неконкурентностъ означает, что товары и услуги могут быть

использованы многими людьми одновременно; при этом количество това­ра, доступное для остальных, не снижается (например: маяк, салют). Не- исключаемостъ - это невозможность исключить из пользования этими услугами тех, кто за них не платит, так называемый «эффект зайца», на­пример национальная оборона или освещение улиц. Отсюда - беспри­быльность общественных благ, непривлекательность их производства для коммерческих фирм (например: пожарные, аварийно-спасательные службы.



Кроме того, рынок не способен решить проблему внешних эффек­тов. Внешние эффекты - положительные или отрицательные воздей­ствия на тех, кто не участвует в производстве или потреблении данного товара.

Примеры положительного внешнего эффекта: бесплатный автобус до супермаркета - для местных жителей, хорошая дорога к богатому особня­ку - для всех, кто будет пользоваться этим участком дороги.

Примеры отрицательного внешнего эффекта: загрязнение предпри­ятием окружающей среды, курение в общественных местах и т. п.

Как положительные, так и отрицательные внешние воздействия сни­жают эффективность использования ресурсов, поскольку в обоих случаях цена товара оказывается заниженной. При этом количество проданного то­вара искусственно занижено в случае положительного внешнего эффекта и неоправданно завышено в случае отрицательного внешнего эффекта. В теме рыночного равновесия мы вернёмся к этому вопросу и разберём кон­кретные ситуации с внешними эффектами.

Наличие «провалов» рынка делает необходимым вмешательство госу­дарства и формирование смешанной экономической системы. В смешанной

системе частные и общественные организации совместно осуществляют экономический контроль.

В настоящее время в России сложилась смешанная экономика рыноч­ного типа.

Три главных вопроса экономики:

Что производить?

Как производить?

Для кого производить?

В зависимости оттого, как общество отвечает на главные вопросы, форми­руется определённый тип экономической системы: традиционная, командная или рыночная.

Наличие провалов рынка делает необходимым вмешательство государства и формирование смешанной системы.

Основные понятия

Экономическая система Главные вопросы экономики Традиционная система Централизованная система Рыночная система Рынок

Частная собственность Смешанная система «Провалы» рынка.

Общественные блага

Внешние эффекты

Вопросы и задания

1. Что такое экономическая система?

2. Назовите три главных вопроса экономики. Почему каждое общество вынуж­дено решать эти вопросы?

3. Как решаются основные вопросы в традиционной системе?

4. Какая форма собственности является основной в условиях централизован­ной системы, а какая - и в условиях рыночной системы?

5. Что заставляет фирмы производить качественные товары в условиях ры­ночной экономики? Объясните почему.

6. Приведите примеры «провалов» рынка.

7. Что характеризует современную экономику в России как экономику сме­шанного рыночного типа?

8. Что такое общественные товары и услуги? Почему фирмы не занимаются их производством?

9. «Либо сила, либо рубль - иного выбора в экономике не было и нет от ве­ка, от Адама до наших дней». Как вы понимаете это высказывание Н. Шме­лёва?


Больше уроков для ЕГЭ на YouTube канале

Лекция:

Главные экономические вопросы


Экономическая наука, руководствуясь принципом рационального использования ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей, ищет ответы на вопросы: что, как и для кого производить?

    Что производить? Значит решить какие, в каком количестве и какого качества экономические блага (товары и услуги) нужно создать.

    Как производить? Значит решить какие ресурсы, технологии будут использованы в производстве определённых экономических благ.

    Для кого производить? Значит определить для каких категорий людей (сегмента рынка) будут предназначены произведённые блага, например, игрушки для детей, косметика для женщин.

Ответы на эти вопросы зависят от экономической системы, функционирующей в конкретном обществе.

Экономическая система – это комплекс принципов и правил экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

Ученые выделяют традиционную, плановую (командную), рыночную и смешанную экономические системы. Рассмотрим их характерные особенности.


Традиционная экономическая система


Самым древним типом является традиционная экономическая система. Характерна для первобытного общества, но существует и в современных странах южной Америки, Азии и Африки, где ресурсы очень ограничены.

Признаки:

  • решение вопросов что, как и для кого производить базируется на традициях (преемственности);
  • основой экономики является сельское хозяйство;
  • общинная форма собственности;
  • универсальный ручной труд и примитивные технологии производства, сдерживающие рост производительности труда;
  • натуральное хозяйство, производство направлено на удовлетворение собственных нужд, а не для продажи;
  • низкий товарооборот, соответственно низкий уровень товарно-денежных отношений;
  • закрытость общества, существование кастового или сословного деления, не позволяющего людям перемещаться из одной социальной группы в другую, вследствие чего сдерживается социально-экономический прогресс.

Традиционная экономическая система имеет свои преимущества и недостатки. Преимуществами являются преемственность, простота организации производства, незначительное загрязнение окружающей среды. Недостатками выступают низкий уровень доходов, дефицит товаров широкого потребления, ограничение экономического роста.


Плановая экономическая система

Плановая (командная) экономическая система – один из признаков тоталитарного политического режима. Данный тип господствовал во времена СССР, но функционирует и в современных государствах, например, в Северной Корее, на Кубе.

Признаки:

  • решение главных экономических вопросов принадлежит централизованному государственному органу, который осуществляет директивное планирование производства;
  • основой экономики является сельское хозяйство и внешняя торговля;
  • средства производства находятся в собственности государства, а в частной собственности может быть только имущество, предназначенное для ведения домашнего хозяйства;
  • появление общественного разделения труда;
  • административное регулирование цен;
  • монополизация рынка.
Преимуществами плановой экономики являются полная занятость населения, отсутствие инфляции, бесплатное здравоохранение и образование, меньшее социальное расслоение на бедных и богатых. Среди недостатков дефицит товаров и услуг, уравнительная система оплаты труда, ввиду отсутствия конкуренции у производителей (государственных монополистов) нет стимула эффективно использовать ресурсы и внедрять в производство новые технологии, гонка за выполнением плана в срок.

Рыночная экономическая система

Рыночная экономика предполагает свободу предпринимательской деятельности, которая гарантируется государством. Основой отношений между производителями и потребителями выступает индивидуальный интерес и собственная выгода.

Признаки:

  • решение вопросов что, как и для кого производить принадлежит собственнику, производителю, потребителю;
  • основой экономики является сфера услуг;
  • признается многообразие форм собственности, но преобладает частная;
  • углубление общественного разделения труда;
  • широко развиваются торговые отношения;
  • ценообразование свободное и регулируется законами рынка;
  • конкуренция;
  • в производство широко внедряются достижения НТР.

Главным преимуществом рыночной экономики является конкуренция, необходимая для того, чтобы производители стремились создавать качественную продукцию, а у потребителей был широкий выбор определенного товара или услуги (ассортимент). Другим преимуществом является заинтересованность производителей в том, чтобы использовать ресурсы эффективно и удовлетворять максимальные потребности людей при минимальных затратах. Есть у данной системы и недостатки. Это неравенство доходов населения, существенный социальный разрыв между бедными и богатыми, безработица, периодические экономические кризисы. Остро стоит проблема отрицательных внешних (побочных) эффектов. Например, деятельность целлюлозно-бумажного завода вызывает загрязнение воды (выброс отходов в воду); увеличение пользования людьми автомобилей ведёт к загрязнению воздуха. Государство вынуждено вмешиваться в решение подобных проблем, устраняя несовершенство рынка.


Смешанная экономическая система

Данный тип экономической системы сочетает в себе признаки командной и рыночной систем с преобладанием последней. Поэтому одним из важных признаков смешанной экономики является многосекторность, когда в производстве значима роль как государства, так и частных лиц. Но могут быть в этой системе и черты традиционной экономики. К примеру, производство парфюма во Франции является традиционным. Роль государства в смешанной экономике велика и заключается в:

  • недопущении монополии на производство экономических благ (за исключением стратегически важных товаров, к примеру, военной техники и оружия, космического оборудования);
  • недопущении дефицита товаров и услуг;
  • стабилизации цен;
  • обеспечении занятости трудоспособного населения и оказании помощи нетрудоспособным гражданам (например, инвалидам, пенсионерам);
  • производстве общественных благ (например, здравоохранения и образования);
  • защите от недобросовестных участников рынка;
  • в борьбе с отрицательными внешними эффектами производства.
Наряду с вышеперечисленными преимуществами имеются и недостатки смешанной рыночной экономики. В отличие от командной системы смешанная не может полностью преодолеть безработицу, инфляцию и существенный разрыв между бедными и богатыми. Этот тип экономической системы характерен для России, Китая, США, Японии и других развитых стран.