Конституция экономической политики; Расчет согласия; Границы свободы. Джеймс Бьюкенен

  • Дата: 17.01.2024

План ответа:

1.Биография Бьюкенена.

2. Сущность теории общественного выбора.

3. Заключение.

Бьюкенен Джеймс-Мак-Джил, американский экономист, лауреат Нобелевской премии, родился в 1919 г. в штате Теннеси, США. В 60-70-х годы на базе Вирджинского университета (США) и одноименного политехнического института основал вирджинскую школу-центр исследований общественного выбора.

Теория общественного выбора - теория регулирования, которая предусматривает установление органами надзора ограничений, дающих возможность субъектам экономической деятельности получить прибыль выше уровня, что обеспечивается при условии совершенной конкуренции, но ниже уровня, обеспеченного установлением монопольных цен.

Бьюкенен считал, что нужно добиться, чтобы принятие законов, налогообложение, распределение бюджета и другие решения властных органов отвечали потребностям общества, а не отдельных лиц или бизнес-групп. Главным должен быть не выбор определенной политики, а способ ограничения государственного регулирования и регламентации. Теория общественного выбора исследовала политический рынок, где взаимодействуют политики, избиратели и государственные чиновники. Здесь продавцом выступает политик, покупателем - избиратель, а государству отдаются посреднические функции. Политики предлагают пакеты программ действий, избиратели голосуют. Происходит своеобразный процесс купли-продажи предвыборных программ, что и является сущностью современной представительской демократии.

Представители этой теории негативно относятся к государственному вмешательству в экономическую жизнь, однако утверждают, что рынок не всегда способен исполнить роль эффективного регулятора. Теория показывает, как конкуренция политиков за голоса избирателей приводит к усилению государственного вмешательства в экономику; как через государственные программы происходит перераспределение доходов от самых бедных и самых богатых слоев населения в пользу средних классов; как малые, но объединенные политические группы могут побеждать широкое, но неконсолидированное политическое большинство.



С учетом этого Бьюкенен считает, что для поддержки эффективности государственного регулирования нужно кардинально поменять сам механизм принятия решений на политическом уровне.  Теория базируется на экономическом подходе к анализу политических процессов. Политические решения - это выбор альтернативных вариантов и в этом их сходство с обычным рынком. Однако если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не рационален, поскольку преимущественно платят налоги одни, а блага достаются другим.

На политическом рынке вместо принципа «один доллар - один голос» действует принцип «один человек - один голос». Граждане в политическом процессе не могут руководствоваться обычными правилами торговли, поскольку потребителем общественных благ становится не отдельный человек, а общество в целом. Однако, в политике все же существует аналог свободной торговли. Это согласие между людьми, которое свойственно любому виду обмена. Согласие, достигнутое участниками коллективного выбора в политике, является аналогичным добровольному обмену индивидуальных товаров на рынке. Теоретики реформировать политические процедуры и правила так, чтобы они способствовали достижению общего согласия.

Выделяются два уровня общественного выбора:

1. Конституционный уровень - разработка правил и процедур политической игры (правил финансирования бюджета, принятия государственных законов, систем налогообложения). Среди них - принцип согласия, квалифицированного большинства, правило простого большинства, что дает возможность находить согласованные решения.

Совокупность предложенных правил, норм поведения, процедур названа «конституцией экономического поведения», которая предполагает поддержку сбалансированного бюджета и недопущение политикам, принимающим участие в выборах, возможности контролировать денежную массу.

2. Постконституционный уровень - практическая деятельность государства и его органов в соответствии с принятыми правилами и процедурами. Справедливость и эффективность политической системы обеспечивается распространением правил экономической игры на политической процесс. При этом государство только исполняет защитные функции и не берет на себя функции участия в избирательной деятельности.

Таким образом, теория общественного выбора есть экономический анализ процессов нерыночного принятия политических решений или внедрение экономической теории в политологию.

Бьюкенен показал, что на протяжении последних 150 лет американской истории баланс государственных доходов и издержек в периоды войн и экономических кризисов сводился к отрицательному сальдо, что обуславливалось ростом военных ассигнований, а в кризисы - краткосрочным снижением налоговых поступлений в государственную казну.

В мирное же время, при благоприятствующей экономической конъюнктуре сальдо бюджета было положительным, а избыток финансовых ресурсов направлялся на погашение государственного долга.

По мнению Бьюкенена, теория общественного выбора помогает определить принципы создания такой фискальной системы, которая устраивала бы всех граждан. Одно из важнейших преимуществ этой теории в том, что она дополняет теории государственных издержек и налогообложения. Налоги и бюджетные ассигнования трактуются двумя сторонами одного и того же акта обмена налоговых платежей на государственные услуги, осуществляемого между государством, с одной стороны, и получателями благ - избирателями (или плательщиками налогов) - с другой.

Бьюкенен получил Нобеля в 1986 г. «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экологических и политических решений ». По мнению Шведской королевской академии наук, «основное достижение Б. состоит в том, что он постоянно и настойчиво подчеркивал значение фундаментальных правил и применил концепцию политической системы как процесса обмена с целью достижения взаимной выгоды ».

Список литературы:

Бьюкенен Дж. Минимальная политика рыночной системы // От плана к рынку: будущее посткоммунистических республик. - М.: Catallaxy, 1993. С. 105 - 116.

Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики (Нобелевская лекция) // Вопросы экономики. 1994. ? 6. С. 104 - 113.

Бьюкенен Дж. Извлечение ренты и извлечение прибыли [Реферат] // Политическая рента в рыночной и переходной экономике. - М.: ИМЭМО, 1995. С. 22 - 25.

Бьюкенен Дж. Введение в конституционную экономическую теорию (отрывки) // Адам Смит, Джон М. Кейнс, Джеймс М. Бьюкенен. Учебное пособие. - М.: Изда. МГУ, 1996. С.108- 109.

БЬЮКЕНЕН Джеймс (экономист) БЬЮКЕНЕН Джеймс (экономист)

БЬЮКЕ́НЕН (Buchanan) Джеймс М. (полное имя Джеймс МакГилл) (р. 2 октября 1919, Мерфрезборо, шт. Теннесси), американский экономист и политолог.
Карьера ученого
В 1940 окончил учительский колледж в родном городке, во время учебы зарабатывал на жизнь работой у местных фермеров, затем учился в университете штата Теннеси, где получил степень магистра по экономической теории (1941). Вторая мировая война прервала его путь в науку - он был мобилизован и отправлен в Военно-морской колледж Нью-Йорка. После окончания войны Бьюкенен защитил докторскую диссертацию в Чикагском университете. В 1955-1968 занимал пост профессора, а также директора Центра политической экономии им. Т. Джефферсона (см. ДЖЕФФЕРСОН Томас) Вирджинского университета; одновременно преподавал в университете штата Флорида и в Вирджинском политехническом институте. Наряду с интенсивной преподавательской деятельностью Бьюкенена занимали вопросы, находящиеся на стыке экономической теории и политологии. Он стал лидером особого направления политэкономической мысли - основателем теории общественного и конституционного выбора. Сущность этих теорий состоит в использовании инструментария неоклассической теории (см. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) для объяснения особенностей политического поведения социальных групп, а также характера экономической политики как итога обмена определенных социальных выгод на голоса избирателей.
Экономика и политика
Он исходит из того, что бизнесмены, избиратели, политики и бюрократы (государственные служащие) - все обладают рациональным мышлением, так же максимизирующим свое благосостояние, как и индивиды. Вот почему экономическую модель рыночного поведения можно распространить и на политические процессы. Впервые принципиальные идеи этой теории в логически последовательной форме были высказаны в работе «Расчет Согласия» (1962), написанной совместно с Г. Таллоком. События 1960-х гг. - борьба за гражданские права, волнения в городах, война во Вьетнаме, студенческие беспорядки, Уотергейт (см. УОТЕРГЕЙТСКОЕ ДЕЛО) - наряду с продолжающимся ростом «большого государства», т. е. увеличением доли государственных налогов и расходов в ВНП, побудили Бьюкенена обратиться к проблемам конституционной теории - к вопросу о соотношении свободы и принуждения, к роли «конституционных правил», ограничивающих пределы государственного вмешательства в экономику. В книге «Границы свободы: между анархией и Левиафаном» (1975) он делает попытку сконструировать новую контрактную теорию государства. Бьюкенен был ярым противником теории Кейнса (см. КЕЙНС Джон Мейнард) . Он считал, что именно кейнсианство (см. КЕЙНСИАНСТВО) с его рецептами бюджетного регулирования экономики разрушило главную заповедь здоровых финансов - сбалансированность бюджета, открыло дорогу инфляции, социальному иждивенчеству, привело к утрате прежней индивидуалистической морали, призывающей к труду, бережливости и к опоре на собственные силы.
Смягчить влияние бюрократии
В своей нобелевской лекции он особенно подчеркивал опасность безудержного роста бюджетных дефицитов и накопления государственного долга в современных развитых демократических странах, необходимость конституционных и моральных ограничений подобного появления «финансовой распущенности». Бьюкенен - сторонник бюджетного балансирования. Раз демократия позволяет определенным «группам давления» навязывать свои интересы под видом общественных, что ведет к росту государственных расходов и раздуванию бюрократии, то требуется, по его мнению, совершенствование конституционного устройства. Необходимы конституционно закрепленные правила, сдерживающие масштабы экономической деятельности правительства.
Отчетливо понимая трудности, возникающие на пути всяких попыток ограничить трансфертные выплаты, снизить налогообложение наряду с сокращением бюджетных дефицитов, Бьюкенен обращается и к вопросам трудовой этики. Этика труда, этика деятельности должны стать тем инструментом, о котором не могут молчать экономисты. С его точки зрения, закат трудовой этики частично вызван чрезмерным расширением и сохранением государства благосостояния. «Мы не можем и не должны полностью демонтировать это государство, - писал он. - Но мы можем подрезать его крайности, остановить вымогательство денег и, кроме того, мы можем работать над возрождением смысла базисных ценностей, согласно которым похвальным считается производительная деятельность, в то время как к получению правительственных подачек следует относиться с оттенком презрения, ибо оно не имеет социальной ценности».


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "БЬЮКЕНЕН Джеймс (экономист)" в других словарях:

    - (р. 1919) американский экономист. Исследования в области финансов, ценообразования, экономической политики государства. Нобелевская премия (1986) … Большой Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бьюкенен. Джеймс Макгилл Бьюкенен младший James McGill Buchanan Jr … Википедия

    Джеймс Макгилл Бьюкенен младший James McGill Buchanan Jr. Дата рождения: 3 октября 1919 (89 лет) Место рождения: Марфрисборо, штат Теннесси Гражданство … Википедия

    Бьюкенен, Джеймс - БЬЮКЕНЕН (Buchanan) Джеймс (родился в 1919), американский экономист. Исследователь в области финансов, ценообразования, экономической политики государства; сторонник свободного рыночного хозяйства. Нобелевская премия (1986). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (р. 1919), американский экономист. Исследования в области финансов, ценообразования, экономической политики государства. Нобелевская премия (1986) … Энциклопедический словарь

    - (англ. Buchanan) обычно произносится как и передаётся на русский как Бьюкенен, но некоторые топонимы в США произносятся как и передаются на русский как Букэнен. Содержание 1 Географические названия … Википедия

Джеймс Бьюкенен - основатель теории общественного выбора, которая представляет собой экономический подход к изучению нерыночного принятия решений или, проще говоря, попытку дополнить теорию рыночного обмена соответствующей теорией функционирования политических рынков. Теория общественного выбора не является просто одной из фантазий политологии, а принадлежит к экономической науке, так как опирается на строгие экономические допущения о человеке как о рациональном и максимизирующем полезность субъекте. Индивиды соглашаются отдать исключительную власть государству, поскольку считают, что оно будет служить их личным интересам; делая это, они принимают определенный набор правил - конституцию. Почему и как принимаются такие правила, и какие правила лучше других? Ответы на эти вопросы являются предметом переломной книги Бьюкенена и Гордона Таллока «Расчет согласия: логические основания конституционной демократии» (The Calculus of Consent: Logical Foundations of Constitutional Democracy, University of Michigan Press, 1962).17

Экономический анализ конституционного выбора является лишь частью теории общественного выбора. В большой серии книг -

«Общественные финансы в условиях демократии» (Public Finance in a Democratic Process, University of North Carolina Press, 1966), «Спрос и предложение на рынках общественных благ» (The Demand and Supply of Public Goods, Rand McNally, 1968), «Затраты и выбор» (Cost and Choice, Markham, 1969; University of Chicago Press, 1979), «Теория общественного выбора: политические приложения экономической теории» (Theory of Public Choice: Political Applications of Economics, University of Michigan Press, 1972), написанная в соавторстве с Робертом Толлисоном, «Границы свободы: между анархией и Левиафаном»18 (The Limits of Liberty: between Anarchy and Leviathan, University of Chicago Press, 1975), «Свобода в конституционном контракте» (Freedom in Constitutional Contract, Texas A & M University Press, 1977), «Демократия в условиях дефицита: политическое наследие лорда Кейнса» (Democracy in Deficits: The Political Legacy of Lord Keynes, Academic Press, 1977), соавторами которой стали P. Вагнер и Джеффри Бреннан, и «Причина правил: политическая экономия конституций»19 (The Reason of Rules: Constitutional Political Economy, Cambridge University Press, 1985), написанная в соавторстве с Джеффри Бреннаном, «Власть облагать налогом» (The Power to Tax, Cambridge University Press, 1980) - Бьюкенен применил экономическую теорию для интерпретации практически каждого аспекта экономики общественного сектора, включая политические процессы, в ходе которых определяются уровни налогообложения и государственных расходов.

Одной из постоянных тем является тезис о том, что все затраты в принципе субъективны, что альтернативные затраты коренятся в сознании людей, что они просто совпадают с ценами, которые устанавливаются на совершенно конкурентном рынке в длительном периоде. Этот тезис является ядром стандартной концепции ценообразования на услуги коммунальных предприятий на основе предельных затрат (см. Хотеллинг X., Лернер А.) и в большей или меньшей степени возвращает нас к подобному тезису в прикладной экономике благосостояния. Фактически Бьюкенен приходит к выводу, что экономисты до сих пор мало что понимали в государственных финансах.

В ранний период творчества Бьюкенен испытал сильное виляние работ некоторых европейских и особенно итальянских авторов XIX века, писавших об общественных финансах. Подход этих авторов к вопросам налогообложения был совершенно иным, нежели у ведущих англо-американских авторов: европейские авторы предпочитали понимать государство как взаимное соглашение между гражданами, по которому налоги представляли собой «платежи» за услуги, оказываемые государством.

Как следствие этого, Бьюкенен утверждал, что единственным разумным «расчетом согласия» является единогласие, но при этом все члены общества могут добровольно согласиться на политическую демократию, основанную на праве большинства, если только права меньшинства будут соответствующим образом защищены. Тогда проблема сводится к выявлению таких конституционных правил, которые позволяют сохранить первоначальное согласие. Бьюкенену не стоило труда показать, что увеличение активности государства в последние годы привело к значительному отступлению от этой «оптимальной» конституции. Поэтому его работы изобилуют предложениями о дополнительных конституционных ограничениях деятельности государства и его многообразных органов. По сути, он призывал к «конституционной революции», призванной пересмотреть целый спектр конституционных прав индивидов.

Бьюкенен родился в Мурфрисборо, штат Теннеси, в 1919 году и на всю жизнь сохранил в своей речи южную медлительность. Он получил степень бакалавра в Университете Среднего Теннеси в 1940 г., магистра - в Университете Теннеси в 1941 г. и доктора - в Чикагском университете в 1948 г. В 1955 году, удостоившись стипендии Фулбрайта, он провел год в Италии, изучая европейскую традицию в государственных финансах. Возвратившись из Италии в 1956 г., он стал профессором экономики и директором Центра политической экономии им. Томаса Джефферсона в Университете Виржинии. В это же время он занимался разработкой основных положений теории общественного выбора.

В 1962 г., после публикации книги «Расчет согласия», он основал Общество общественного выбора (совместно с Гордоном Таллоком) и начал выпускать новый журнал Public Choice, стимулировавший других авторов к исследованиям в данной области. В 1969

г. Бьюкенен стал профессором и директором Центра изучения общественного выбора, сначала в Вирджинском политехни ческом институте и государственном университете20, затем - в Университете Джорджа Мэйсона (г. Фейрфакс, штат Виржиния). Будучи избранным президентом Южной экономической ассоциации в 1963 г., вице-президентом Американской экономической ассоциации в 1972 г., президентом Общества Мон Пелерин21 с 1984 по 1986 гг., Бьюкенен читал лекции в университетах по всему миру, одновременно порождая непрерывный поток статей и книг, которые постепенно расширили предмет теории общественного выбора до того состояния, в котором она ныне представляет общепризнанный и четко определенный раздел экономической науки. В 1986 г. он получил Нобелевскую премию по экономике6.

Некоторые могут сказать, что теория общественного выбора слишком занята нормативными вопросами о том, как должен осуществляться коллективный выбор, вместо того чтобы заниматься позитивными вопросами реального влияния деятельности государства на экономику. Однако, каков бы ни был наш окончательный вердикт по поводу теории общественного выбора, едва ли стоит сомневаться в том, что ныне она представляет собой вполне определенную традицию, связанную с другими течениями некоей общей реки: экономической теорией прав собственности (см. Алчиан А., Демсец X.), экономикой права (см. Познер Р.) и экономикой организаций (см. Саймон Г.).

Литература

J. Buchanan, Better than Ploughing, в кн. Recollections of Eminent Economists под ред. J. A. Kregel, vol. 2 (Macmillan, 1985); J. Buchanan, Born Again Economist, в кн. Lives of the Laureates: Ten Nobel Economists под ред. W. Breit и R. W. Spencer (MIT Press, 1990).

G. Locksley, Individuals, Contracts and Constitutions: the Political Economy of James M. Buchanan, в кн. Twelve Contemporary Economists под ред. J. R. Shackleton и G. Lockley (Macmillan, 1981; Wiley, Halsted Press, 1981); D. G. Mueller, On Buchanan, в кн.

Contemporary Economists in Perspective под ред. Н. W. Spiegel и W. J. Samuels, vol. 2 (JAI Press, 1984); D. Reisman, The Political Economy of James Buchanan (Macmillan, 1988); T. Romer, On James Buchanan’s Contribution to Public Economics, Journal of Economic Perspectives, Fall 1988; L. Rittenberg, James McGill Buchanan, в кн. Nobel Laureates in Economic Sciences под ред. В. S. Katz (Garland, 1989).

Американский экономист Джеймс Бьюкенеи (нобелевский лауре­ат 1986 г., вирджинская школа) исследует проблему, лежащую на стыке политической экономии и теории государственного управле­ния. Все более активное участие государства в бизнесе и хозяйствен­ном регулировании поднимает вопрос о практике принятия решений. Суть проблемы – как добиться, чтобы принятие законов, установле­ние налогов, распределение бюджетных средств, другие решения властных структур действительно отвечали нуждам общества, а не от­дельных лиц или групп населения?

Подход Бьюкенена и других представителей вирджинской школы заключается в том, чтобы рассматривать политические решения по аналогии с решениями в сфере экономической деятельности. Полити­ческие решения – это выбор альтернатив. Политики действуют так же, как и предприниматели. Они руководствуются своими частными интересами, например стремлением получить максимум голосов, обеспечить максимум власти и влияния.

В теории общественного выбора Бьюкенен выдвигает два основ­ных тезиса, или две предпосылки, согласования интересов избирате­лей и государственной власти.

1. Для достижения согласия в рамках «политического обмена» тре­буется детальная разработка правил и процедур, регламентирующих принятие законов, форм контроля за финансами, принципов налого­обложения. Это – «конституция экономической политики».

2. Практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.

В итоге правила экономической игры распространяются на поли­тический процесс. В политике люди платят налоги в обмен на общест­венные блага. Суть в том, чтобы более четко и строго регламентиро­вать этот обмен.

Короткое резюме.

В условиях российской действительности потребуется немало вре­мени, чтобы оптимизировать взаимосвязь населения и властных структур, усовершенствовать политический механизм.

Необходимо ограничить манипулирование общественным созна­нием с помощью отработанных технологий; приучить людей к отсеи­ванию псевдоинформации, которую постоянно вырабатывает и внед­ряет в сознание и подсознание политический рынок. Важно, чтобы у россиян сформировался своего рода иммунитет к манипуляциям по­литиков и средств массовой информации.

Ответственность должна носить двусторонний характер: со сторо­ны политиков и со стороны избирателей, которые ответственны за то, что их оценками и мнениями манипулируют «аналитики» и имидж­мейкеры.

Литература

Бьюкенен Дж. Избранные труды. – М.: Альфа пресс, 1997.

Бьюкенен Дж. Минимальная политика рыночной системы // Вопросы эконо­мики, 1990. № 12.

Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – Гл. 5-7.


Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Новости, 1991. – Гл. 13.

Эклунд К. Эффективная экономика. – М.: 1991. – Гл. 8.

72. Поясните существо и концепцию «техноструктуры и индустриальной системы» Дж. К. Гэлбрейта.

Термин «техноструктура» предложен Джоном Гэлбрейтом (р. 1908, США). Это управляющие, специалисты, ученые, техноло­ги, конструкторы, фактически обеспечивающие функционирование крупных корпораций. Подлинная экономическая власть принадле­жит им, а не собственникам, не акционерам. Реальную силу в круп­ных фирмах представляет группа высококвалифицированных, об­ладающих необходимой информацией и знаниями менеджеров-тех­нологов.

С возрастанием размеров корпораций и усилением власти инфра­структуры модифицируются цели экономической деятельности. Цели техноструктуры вступают в противоречие с общественными целями. Хозяевами на рынках становятся технократы. Монополистический рынок имеет мало общего со свободной конкуренцией. Отсюда необ­ходимость контроля со стороны государства, активное вмешательство органов управления в экономическую жизнь.

В работе Гэлбрейта «Новое индустриальное общество» с разных сторон анализируются изменения, происходящие в обществе. На пер­вый план выдвигаются проблемы экономической власти, управления экономикой, эволюции социально-экономических систем.

Литература

Нестеренко А. Современное состояние и основные проблемы институцио­нально-эволюционной теории // Вопросы экономики. 1997. № 3.

Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. – М.: Прогресс, 1969.

Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. – М.: Прогресс, 1976.

Гэлбрейт Дж. Жизнь в наше время. – М.: Прогресс, 1986.

Гэлбрейт Дж. К., Меньшиков С. Капитализм, социализм, сосуществование. – М.: Прогресс, 1988.

История экономических учений: Учебное пособие / И. П. Павлова, Е.А. Вла­димирский, А.А. Оводенко и др. – СПб.: СПб. ГААП, 1996.

Костюк В.Н. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: Центр, 1997. -Тема 17.

Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Гл. 30.

Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Гл. II.

Премия памяти Нобеля по экономике, 1986 г.

Американский экономист Джеймс Макджилл Бьюкенен родился в г. Мерарисборо (штат Теннесси). Его отец Джеймс, в честь которого Б. получил имя, был фермером, а мать. Лила (в девичестве Скотт) Бьюкенен, до замужества была школьной учительницей; родители Б. активно участвовали в местной политической жизни. Дед Б. Джон П. Бьюкенен занимал в течение одного срока пост губернатора штата Теннесси; он был выдвинут на эту должность от фермерского союза популистской партии. Родители убеждали Б. повторить путь, пройденный его дедом. Однако Великая депрессия сорвала планы Б. изучать право в Вандербильтском университете. Вместо этого он поступил на учебу в педагогический колледж Среднего Теннесси в Мерфрисборо, зарабатывая на обучение и покупку книг дойкой коров.

Закончив колледж лучшим учеником в своей группе со специализацией в области математики, английской литературы и общественных наук, Б. получил право на стипендию для продолжения образования на экономическом факультете Университета Теннесси, который он закончил в 1941 г. со степенью магистра. В августе того же года Б. был призван на военную службу и прошел курс подготовки на звание военно-морского офицера в Нью-Йорке, а затем в течение некоторого времени обучался в военно-морском колледже. После вступления США во вторую мировую войну он получил назначение в оперативный штаб адмирала Честера У. Нимица, который в то время командовал Тихоокеанским флотом США. Во время войны Б. служил в штабе флота в Перл-Харборе, а затем на Гуаме.

После войны Б. продолжил образование в Чикагском университете, где попал под влияние Франка X. Найта – одного из профессоров экономики. Несмотря на то что Б. приехал в Чикаго, по его собственному выражению, «социалистом либерального толка», он позже взял свои слова обратно: «Через шесть недель после начала посещения курса Фрэнка Найта по теории цен я превратился в ревностного адвоката рыночной экономики». Другое главное воздействие на последующую работу Б. оказала диссертация Кнута Викселля по налогообложению 1896 г., которую он случайно обнаружил на библиотечной полке, а затем перевел с немецкого языка на английский. Шведский экономист Викселль рассматривал политику как процесс сложного, взаимовыгодного обмена между гражданами и структурами, которые они создают для организации общества. Викселль также утверждал, что реформа экономической политики требует изменения правил, в рамках которых действуют политические деятели. Концепции Найта и Викселля оказали главное воздействие на разработку Б. теорий общественного выбора и конституциональной экономики.

В 1948 г., после получения в Чикагском университете докторской степени по экономике, Б. поступил на должность адъюнкт-профессора в Университет Теннесси, а с 1950 г. стал полным (действительным) профессором того же университета. На следующий год он перешел на работу во Флоридский университет и там в 1954 г. был назначен деканом экономического факультета. Благодаря получению стипендии Фулбрайта Б. провел учебный 1955/56 г. в Риме и Перудже, изучая классические работы итальянских экономистов в области теории общественных финансов и развивая свои собственные идеи отношений между политическими структурами и экономической политикой.

Возвратившись в США, Б. получил должность профессора и декана экономического факультета в Виргинском университете в г. Шарлотсвилле. В 1957 г. вместе с американским экономистом Дж. Уорреном Наттером он основал Центр исследований в области политической экономии им. Томаса Джефферсона. По словам Б., они стремились учредить «сообщество ученых, которые мечтали сохранить социальный строй, основанный на индивидуальной свободе», а также «воспрепятствовать росту технической специализации в экономике». Б. выполнял обязанности директора Центра с 1957 по 1969 г. В 1963 г. Б. и Гордон Таллок, который проходил в Центре постдокторскую стажировку вскоре после его основания, создали Комитет по принятию нерыночных решений, предшественник Центра изучения общественного выбора.

После окончания учебного 1968/69 г., когда Б. работал в качестве приглашенного профессора в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, он перешел в Виргинский политехнический институт и Государственный университет Блэксбурга в качестве ведущего профессора. Там к нему присоединился Таллок, с которым он основал Центр изучения общественного выбора, генеральным директором которого стал Б. Новый Центр был создан с целью приложения экономических методов и способов мышления к изучению политических процессов. Когда в 1983 г. Б. был назначен профессором в Университете Джорджа Мейсона, местоположение Центра было перенесено в университетский кампус г. Фэрфакс (штат Виргиния).

В итоге научных исследований, проведенных на протяжении последних 40 лет, Б. получил международное признание в качестве ведущего исследователя в области, которая называется теорией общественного выбора и исследует применение экономических методов к сферам, традиционно относившимся к политологии. Основными категориями анализа являются не такие органические единицы, как нация, государство или партия, а индивидуальные (частные) лица, способные принимать рациональные решения, ведущие к выгоде общества в целом. Теория общественного выбора стремится предсказать, как поведение индивидуальных лиц в их политических ролях избирателей или налогоплательщиков, лоббистов или кандидатов в политические деятели, избранных политиков или членов политических партий, бюрократов или правительственных управляющих и судей может повлиять на состояние политического сообщества в целом. Экономическая же теория, напротив, пытается связать поведение индивидуальных лиц в их экономической роли покупателей или продавцов, производителей или рабочих, инвесторов или предпринимателей с результатами, которые проявляются на уровне экономики в целом.

Изучая политический обмен, Б. выделяет два концептуально разных уровня общественного выбора – начальный конституционный уровень выбора (до принятия конституции) и постконституционный уровень. Исследование первого уровня предполагает разработку экономической теории конституции, в то время как второй осуществляет разработку экономической теории политических учреждений. Разница между двумя уровнями выбора может быть выявлена как аналогия выбору, который люди делают во время игры. Сначала выбираются правила игры, затем происходит определение стратегии игры в рамках этих правил. В общем виде конституция может быть представлена как набор правил для ведения политической игры. Каждодневные политические действия представляют собой результат игры в рамках конституционных правил.

Как показал Б., использование этой аналогии может привести к пониманию ряда серьезных процессов. Подобно тому как правила игры формируют ее вероятный исход, конституционные правила формируют результаты политики или затрудняют их достижение. Таким образом, улучшение результатов политики или результатов процесса принятия законодательных или управленческих решений требует изменений или реформы конституции. В основе поиска лучших правил любой игры лежит анализ того, в каком вероятном направлении пойдет игра при различных правилах. Аналогичным образом подход к реформе конституции должен определяться позитивным предсказуемым анализом вероятной работы альтернативной политики и процессов.

Разница между конституционным и постконституционным выбором впервые была представлена в монографии «Исчисление согласия» ("The Calculus of Consent", 1962), написанной Б. совместно с Гордоном Таллоком. Развивая взгляд Викселля на политику как на процесс сложного взаимовыгодного обмена, Б. и Таллок задались вопросом, как эти обмены могут быть организованы таким образом, чтобы все участники могли рассчитывать на получение чистого позитивного результата на уровне конституционного выбора, в особенности какие политические правила и процедуры должны руководить выбором коллективной или правительственной политики?

Они рассматривали этот вопрос с позиций индивидуальных членов общества, стоящих перед выбором альтернативных правил принятия решений и процедур, учитывая, что позже эти индивидуальные члены общества будут вынуждены принимать решения в рамках этих правил и процедур. Исследовались самые различные правила принятия решений и процедур, включая, кроме всего прочего, правило единодушия, правило квалифицированного большинства, правило простого большинства, правило взаимных услуг, базу репрезентативности, двухпалатные и однопалатные законодательные органы. Б. исследовал различные применения этих правил в работах «Общественные финансы и демократический процесс» ("Public Finance in Democratic Process", 1967), «Спрос и предложение общественных товаров» ("Demand and Supply of Public Goods", 1968).

В работе «Пределы свободы: между анархией и Левиафаном» ("The Limits to Liberty: Between Anarchy and Leviathan", 1975) Б. провел разграничение между защитительным государством и производительным государством. С его точки зрения, конституционный договор (или набор правил и процедур, в рамках которых существует политическая организация) ведет к установлению защитительного государства. Эта устанавливаемая в законодательном порядке структура определяет права собственности и контроля индивидуальных лиц над ресурсами, стимулирует частные контракты и ограничивает власть государства. Возникновение защитительного государства представляет собой прыжок от анархии к политической организации. В рамках этой организационной структуры организованная торговля и обмен произведенными частным образом товарами и услугами может способствовать взаимной выгоде участников этого процесса.

С точки зрения Б., в идеале производительное государство стимулирует постконституционный контракт между гражданами в отношении их спроса на совместно потребляемые товары и услуги. Однако поведение индивидуальных лиц, предписываемое им их деятельностью в политической структуре в качестве политиков, управляющих или бюрократов, способствует усилению государства в постконституционной стадии. Это обусловливает угрозу Левиафана – знаменитого политического символа Томаса Гоббса, которым он обозначал автократическое государство. Для Б. выход состоит в том, чтобы использовать современные теории политики, управления и бюрократии для формирования институтов и правил, которые могли бы ограничить самопроизвольно и специально заинтересованное политическое поведение.

В своих более поздних работах Б. проанализировал и развил далее необходимость конституционной реформы. В работе «Демократия в дефиците» ("Democracy in Deficit, 1977), написанной совместно с Ричардом Е. Вагнером, конституционное требование сбалансированного бюджета обосновывается при помощи анализа модели постконституционного поведения, при котором финансовый дефицит помогает политикам получать политическую поддержку от большого числа политических сегментов путем увеличения государственных расходов на специальные цели, одновременно сдерживая рост налогов, который мог бы покрыть эти расходы. В работе «Власть облагать налогом» ("The Power to Tax", 1980), написанной совместно с Джеффри Бреннаном, конституционные ограничения на полномочия правительства в области налогообложения обосновываются, исходя из модели постконституционной политики, в которой правительство рассматривается как орган, стремящийся к максимизации прибыли. Б. поддерживал прямо и косвенно различные предложения конституционных поправок, требующих сбалансированного федерального бюджета.

Б. была присуждена Премия памяти Нобеля по экономике за 1986 г. «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экологических и политических решений». По мнению Шведской королевской академии наук, «основное достижение Б. состоит в том, что он постоянно и настойчиво подчеркивал значение фундаментальных правил и применил концепцию политической системы как процесса обмена с целью достижения взаимной выгоды».

В 1945 г. Б. женился на Анне Бакке, с которой познакомился во время войны. Бьюкенены, у которых нет детей, живут как в собственном доме в Фэрфаксе, так и на своей ферме в юго-западной Виргинии. Б. на всю жизнь сохранил интерес к изучению языков и перевел немало важных экономических работ с немецкого и итальянского языков.

Кроме Нобелевской премии, Б. был отмечен многими другими наградами и отличиями, включая почетную премию в области политической экономии Фрэнка Е. Сейдмана университета Теннесси (1984) и почетные ученые степени Цюрихского (Швейцария) и Гессенского (Германия) университетов. Он является почетным членом Американской экономической ассоциации и членом Американской академии наук и искусств. Он занимал пост президента Экономической ассоциации Юга (1963) и вице-президента Американской экономической ассоциации (1971), вице-президента (1981...1982) и президента (1983...1984) Экономической ассоциации Запада, вице-президента (1982...1984)и президента (1984...1986) Общества Ледериновых гор.

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.